Музей изначально входил в состав объединения «Березиль», которое в то время возглавлял гениальный режиссер Леся Курбас. Под его руководством формировались различные коллекции, основу которых составляло личное собрание В. Василько. Они содержали более 800 уникальных фотографий и негативов. Значительный вклад в пополнение музейного фонда внесли украинские актеры М. Заньковецкий, И. Марьяненко, Л. Луницкий, А. Бучма, Л. Гаккебуш, а также семья Старицких. Первая выставка открылась в новогоднюю ночь 1923 года. Но окончательно музей был достроен только тогда, когда власти Киевского губисполкома передали здание бывшему Театру Соловцева. Здесь три зала использовались для выставок, а первая выставка была открыта уже в 1925 году.
Но на этом история не заканчивается. В 1926 году Товарищество «Березиль» было признано лучшим художественным театром Украины и переехало в столицу Харьков. Вся собранная музейная коллекция была передана историко-филологическому отделу Всеукраинской академии наук, которая стала основной экспозицией театрального музея. Он состоял из двух тысяч выставок и трех тысяч томов театральной литературы. Выставка разделена на четыре театральные части: школьную, самодеятельную, народную, революционную. Публика увидела их в 1927 году после открытия Украинского театрального музея. Сотрудники музея практиковали выездные тематические выставки, иногда даже с выездами за границу. Идиллия закончилась во время репрессий 1930 года, когда в театре «Березиль» были проведены идеологические «чистки». Большая часть экспонатов была конфискована и отправлена в хранилища, где они благополучно сохранились.
В 60-х годах прошлого века музей снова начал возрождаться. Дирекция сделала все возможное, чтобы восстановить старинные народные инструменты и значительно расширить музыкальную коллекцию, насчитывающую 600 инструментов. Среди них есть эксклюзивные — это козий бас, симфония или лира. Некоторым раритетам более 300 лет.
В коллекцию входит уникальная скрипка Луки Марьяненко, которую в народе называли «украинской Страдивари». Чудо-скрипку он сделал еще в 1910 году. Материалом для ее изготовления послужила древесина, хранившаяся при обычной сушке четверть века. Мастер покрыл скрипку настоящим янтарным лаком, что придало ей золотисто-красный оттенок. Если заглянуть внутрь инструмента, то можно увидеть портрет мастера с изображениями десятка медалей, полученных на различных конкурсах.
Сегодня музей работает в полную силу, но руководство музея должно периодически проводить поясные выставки для ознакомления посетителей со всеми экспозициями, в том числе с современными художниками.