Место для такого музея было выбрано не случайно: Монино — авиагородок. Именно здесь находится знаменитая Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина, где многие летчики нашей страны получили высшее военное образование. Аэродром академии и его ангары стали основными музейными объектами. А слава о Музее ВВС, существующем с 1960 года, давно и заслуженно разлетелась по миру.
В одном из ангаров музея можно увидеть самолеты, воевавшие на фронтах Первой мировой войны, — разведчики «Вуазен» и истребители «Сопвит». В наши дни они выглядят довольно забавно: у Sopwith три крыла, а Voisin немного похож на . детскую коляску, только с крыльями.
А рядом с ними еще более «старая» конструкция — самолет «Фарман-IV» 1909 года выпуска, спроектированный известным французским инженером и летчиком Анри Фарманом. Сиденья пилота и пассажира практически ничем не прикрыты, а вся система управления состоит всего из двух рычагов и двух ножных педалей. На таких самолетах первыми русскими летчиками стали М. Н. Ефимов, С. И. Уточкин, Л. В. Зверев.
История этого музейного экспоната весьма необычна. Дело в том, что до наших дней не дожило ни одного автомобиля этой марки. Но когда кинематографисты в 1970-х годах решили снять фильм «Воздухоплаватель» о первых русских авиаторах, они решили воссоздать настоящего «Фармана», который умел летать. Мы обратились к специалистам Музея ВВС за подробным техническим описанием утерянной модели, и они действительно сделали точную копию настоящего самолета.
Кинематика «Фарман» за время съемок фильма транслировалась 64 раза! И после съемок он по праву занял свое место в музее ВВС. И хотя это не настоящая, а мастерски выполненная копия, она заполнила один из пробелов в экспозиции.
А среди оригинальных самолетов в музее ВВС есть герой из героев — истребитель Ла-7 с номером 27 на фюзеляже. Это одна из боевых машин, на которой трижды летал Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, сбивший 62 истребителя противника.
На открытой площадке разместили десятки других экспонатов — самолетов разных, неповторяющихся марок. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50 поднимает к небу свой острый нос. Истребители МиГ-17, МиГ-19, Як-25 замерли, словно ожидая команды на старт. Стройный корпус самолета-рекордсмена Е-166 вытянулся, где было установлено сразу несколько рекордов скорости. Есть еще реактивный бомбардировщик Ту-16, высотный разведчик Як-25 РВ, истребитель Ла-250…
Одни машины величественны, другие грациозны и легки, крылья устроены иначе, пропеллеры заменены турбинами. Но во всем угадывается кропотливый труд конструкторов, поиск правильных и оптимальных решений, мастерство пилотов, научивших автомобили летать. Так что выставка Музея ВВС в Монине – лучшее доказательство того, что именно в России создавались самолеты, которые так часто оказывались самыми первыми в той или иной мере, определившими дальнейшее развитие всей мировой авиации. Мы верим, что так будет и дальше!