Репин прожил в «Пенатах» около 30 лет. В доме не было ничего лишнего и экстравагантного, хотя с виду дом имел причудливую форму. Смыслом его жизни было искусство, и он работал в этом доме в тишине и покое, не сильно отгороженном от остального мира.
«Пенаты» — в переводе с латыни означает дом. Да, этот дом стал настолько дорог Репину, что он не хотел покидать его, когда в 1918 году была закрыта граница с Финляндией. Так он прожил остаток лет в усадьбе, и умер в 1930 году 29 сентября в усадьбе. В ней он и похоронен по своему завещанию.
У Пената своя судьба, не менее интересная через судьбу Репина. Купив дом, Репин сам достроил его, так как совершенно не подходил для творческой работы. Репин сам достроил летнюю и зимнюю мастерские, построил различные хозяйственные постройки. После начала Второй мировой войны все экспонаты из имущества были успешно вывезены, но, к сожалению, после окончания от имущества не осталось и следа. 24 июня 1962 года было возведено новое здание, которое и по сей день называется музеем-усадьбой «Пенаты».
Однажды на даче произошел интересный случай. Ее посещал Маяковский, что подтверждает фотография в музее, где Маяковский и Чуковский сфотографированы в столовой дома. Репину нравился Маяковский, а также то, что он много рисовал. В «Пенатах» между ними происходил своеобразный «поединок» — они рисовали друг друга одновременно.
В доме можно увидеть много интересного и уникального: кабинет художника, веранду, которая была первой мастерской Репина. Также в передней комнате можно увидеть уникальный стол, центр которого может вращаться. На втором этаже мастерские, очень светлые и с большими окнами. Рядом с домом красивый парк с прудами, колодцем, замысловатыми беседками. Илья Ефимович Репин похоронен в центре парка.