В живописи, как и в других видах искусства, существует ряд факторов, определяющих качество готового произведения. Для начинающих, решивших рисовать масляной или акриловой краской, важно найти ответ на вопрос: какой холст лучше выбрать. От свойств полотна зависит, каким будет первый опыт работы и как долго продержится изображение.
Канвас делится на 3-4 основные группы по трем основным свойствам: ткань, фактура и материал основы. Знание этой классификации поможет выбрать оптимальный вариант.
Холсты по материалу
Лен
Льняной холст использовался художниками на протяжении веков. Произведения, написанные в 17-18 веках, дошли до наших дней без деформации. Ткани из этого сероватого или желтоватого вещества плотнее, тяжелее и прочнее хлопка.
Они устойчивы к солнечным лучам, перепадам температуры и не плесневеют во влажных помещениях. Лен слабо подвержен структурным изменениям, поэтому сохраняет первоначальную зернистость и не провисает.
Льняное полотно
Ткань, изготовленная из длинных льняных волокон, отличается гладкой фактурой. Полотна неравномерной плотности с узлами и остатками растительности ткут из коротких волокон или жгутов. Для покраски они не подходят, поэтому лучше купить более дорогой, но качественный материал.
Льняные ткани проигрывают хлопку и синтетике по двум характеристикам: весу и цене. Они дорогие, что вызывает сомнения у новичков, и тяжелее остальных. Их сложнее выносить на улицу или возить на выставки написанные на них картины.
Для снижения затрат производители смешивают лен с хлопком. Ткань с содержанием льна не менее 60% станет компромиссным решением для маляров, которые хотят сэкономить, не жертвуя качеством работы. При более профессиональном подходе лучше рисовать на 100% льне.
Хлопок
Производство хлопчатобумажных тканей началось в середине 20 века. Первым написанным на них картинам меньше ста лет, поэтому однозначных выводов о долговечности хлопчатобумажной работы нет.
Начинающие художники часто отдают предпочтение хлопковым полотнам из-за их гладкости и дешевизны по сравнению со льняными. Для ранних творений долговечность не так важна, как для профессиональных картин.
Хлопковая ткань
писать на холсте из хлопка плотностью более 220 г/м2 удобно и приятно — он мягкий и послушный. При грамотной натяжке хлопчатобумажной ткани на основе с ней легко работать в любой технике и любой краской. Она подходит для творческих поисков, изучения основ масляной живописи, на ней лучше рисовать и акриловой краской.
Профессиональные художники менее склонны покупать хлопок по трем причинам. Он гигроскопичен, и при хранении во влажных помещениях изображение может заплесневеть или покрыться темными пятнами. Хлопковая основа также требует периодического снятия с подрамника, чтобы ткань не провисала.
Синтетика (полиэстер)
Основу для живописи из искусственного волокна начали производить даже позже, чем из хлопка. Картин на них написано немного, и они не выдержали испытания временем.
В отличие от хлопчатобумажной ткани, синтетика не впитывает влагу, и на ней не размножаются плесневые микроорганизмы. Полиэстер не подвержен перепадам температур и весит меньше хлопковых и льняных трусов.
Холст из полиэстера
В продаже имеются полотна, сотканные из лавсановых нитей, в состав которых входит полиэстер и хлопок в разной пропорции. Они имеют идеально ровную и гладкую поверхность с минимальной зернистостью. Это хорошие холсты для тех, кто решил впервые взять в руки кисть и рисовать.
По фактуре
Фактура зависит от толщины нитей и плотности их плетения.
Крупное зерно
Ткань из грубоволокнистого льняного волокна имеет плотность более 400 г/м2. На них густыми красками написаны великие произведения. Зерно остается видимым даже после завершения окраски.
Холсты с ярко выраженной фактурой выдерживают толстые слои масла и акрила, подходят для живописцев, использующих мастихин для нанесения краски.
Репинская канва с переплетением рогожка 4 х 4 нити относится к крупнозернистым. Художники используют его не только для больших, но и для средних картин.
Среднее зерно
Основы с более мелкой фактурой и плотностью 245-350 г/м2 подходят для создания картин разного формата и в разных техниках. Это универсальный вариант, в том числе и для школьников.
На холсте средней зернистости труднее выделить тонкие переходы цвета, написать мелкие детали и нанести полупрозрачный слой. От маляра требуется больший уровень мастерства, поэтому для тонкой работы подходят мелкозернистые ткани.
Отдельно выделяется живописное полотно. Это лучшие холсты для масла, но они не подходят для акрила.
Мелкое зерно
Мелкозернистые полотна наименее плотные и почти гладкие. Пишут мелкими штрихами и используют технику стекла, когда почва или нижний слой просвечивает сквозь верхний. Подложки с такой фактурой чаще выбирают для создания портретов и миниатюр.
Фактура этюдных полотен из хлопка, покрытого эмульсионной грунтовкой, не выражена. Они используются для всех красок и всех типов красок.
По материалу основания
Перед началом работы холст наклеивают на картон или ДВП или натягивают на подрамник. Для удобства художников продаются уже натянутые или склеенные холсты.
Лучшие мольберты для рисования: обзор качественных популярных настольных и напольных моделей
Профессионалы, которые предпочитают самостоятельно готовить основу для будущей работы, отдельно покупают лен или хлопок в рулоне и основу для него.
На картоне
Холсты небольшого формата наклеены на плотный картон. Плотно прикрепленные, они не провисают и практически не деформируются со временем. Легкую конструкцию удобно брать с собой на улицу, без мольберта. Эскизы и портреты, написанные акрилом или маслом, могут быть вставлены в рамы стандартных размеров.
При работе с основой, приклеенной к картону, художник не может контролировать степень натяжения. Насколько это практично, каждый мастер решает сам.
На подрамнике
По мнению большинства художников, лучший холст для живописи — это холст, натянутый на деревянный или металлический подрамник. Основания из массива дерева устойчивы к экстремальным температурам и влажности. Алюминиевые ламели легче, но есть риск повредить незакрепленное полотно об острые углы.
холст на подрамнике
Краски на картине, закрепленной на планках, сохнут быстрее, чем на приклеенных полотнах. При работе с деревянными модульными подрамниками мастер может регулировать степень натяжения полотна, вбивая в пазы клинья. Это необходимо при работе с большими форматами; для картин меньшего размера подойдет пустой подрамник, где планки фиксируются скобами или клеем.
В рулоне
Художники покупают холст в рулонах для создания больших картин нестандартных размеров или для экономии денег. Они дешевле готовых конструкций, но чтобы правильно натянуть или закрепить полотно на самодельной основе, требуются определенные навыки.
На МДФ и ДВП
По тканям, закрепленным на ДВП и МДФ, можно рисовать толстыми слоями краски без риска повисания холста, что лучше масляной краской. Однако большая плита нестандартного размера может деформироваться по направлению к центру. Картина на такой основе весит больше, чем на деревянном подрамнике, и транспортировка будет сложнее.
Как выбрать правильный грунт холста?
Грунт создает сцепление с холстом, препятствует впитыванию в него краски, обеспечивает фоновые цвета, глянцевую или матовую поверхность. Холст можно покрыть составом отдельно или купить готовый на подрамнике, ДВП или картоне.
Существует три вида грунтовки, они предназначены для разных цветов и техник окрашивания. Масло хорошо прилипает к масляной грунтовке, но подходит только для тонкой работы и долго сохнет. На холсте, загрунтованном водоэмульсионным составом, пишут маслом, акрилом и гуашью.
Чтобы получить лучшие акриловые полотна, холст покрывают акриловой грунтовкой. Он универсален: не трескается, создает матовую и эластичную поверхность, а также подходит для масляных и темперных красок.
Качественный состав содержит только очищенные титановые белила без пластификаторов и сиккативов для ускоренной сушки. На нем масло не желтеет и не тускнеет.
Как выбрать размер холста
Размер будущего изображения зависит от замысла автора и его бюджета. Самые маленькие холсты на картоне 10х15 см стоят около 100 рублей, холсты на подрамнике 100х150 см стоят более 10 тысяч рублей. Бывают основания не только прямоугольные и квадратные, но и овальные, круглые, треугольные и других форм.
Для начинающих подойдут полотна среднего размера 30х40 см или 40х50 см. Масштаб позволит попробовать разные техники и жанры, не даст бросить начатое дело, а готовая работа впишется в любую комнату.
Лучшие фирмы холстов
В России полотна с оптимальным соотношением цена-качество производят три компании:
- «Гамма» (бренды «ВИСТА-АРТИСТА» и «Аква-колор»);
- «Малевич»;
- «Туюкан».
Для первых стадий живописи подходят льняные, хлопчатобумажные и смешанные холсты Гаммы и Малевича. Tuyukan производит несколько продуктов премиум-класса.
Среди иностранных марок профессионалы отдают предпочтение полотнам BelleArti, Caravaggio, Libeco Lagae и Lanificio Prato.
Резюме: какой холст лучше всего выбрать
Тем, кто начал рисовать с нуля, стоит выбрать холст средней зернистости из хлопка или льна, размером 30х40 см, на твердом подрамнике, загрунтованном акриловым составом. На нем можно работать акриловыми или масляными красками и освоить любую технику рисования.