Леонид Андреев. Художник И. Репин |
Писатель Леонид Андреев является представителем Серебряного века русской литературы.
В этой статье представлена критика о творчестве Леонида Андреева: отзывы современников и критиков XX в.
Критика о творчестве Леонида Андреева
К. И. Арабажин:
«Как бы ни относиться к творчеству Андреева, нельзя не признать, что он умеет возбуждать интерес к себе и к тем «проклятым» вопросам, которых касается в своих произведениях. И если он иногда плохо ставит эти вопросы и не всегда удачно их разрешает, то все же он будит мысль, около его тем загорается спор, и открывается возможность беседы по многим волнующим современного человека недоумениям и исканиям. <…>
Литературная известность Леонида Андреева создалась необыкновенно быстро, — менее чем в десять лет. Это одна из наиболее счастливых литературных карьер.
Еще десять лет назад скромный помощник присяжного поверенного в Москве, снискивающий себе средства к жизни судебными отчетами в газетах, — как-то почти сразу он делается известным писателем и привлекает к себе внимание критики и читателей. <…>
Литературное имя Андреева переживет его, как человека, на многие десятки лет, — и если конец XIX века навсегда связан с именами Чехова и отчасти Горького, то начало XX, — не подлежит никакому сомнению, — будет отмечено именем Леонида Андреева. <…>
Популярность Андреева объясняется, однако, многими причинами. Первая — это бесспорный талант, — большое интересное дарование писателя. Приковать к себе внимание читателя, заставить волноваться, спорить, связать ряд проблем жизни с своими произведениями и образами своих героев, — это уж серьезное доказательство дарования. Заставить о себе и через себя думать, — для этого нужно иметь в себе что-то, что называется талантом. Рекламой, криком этого не сделаешь. <…> Иметь свое, — оригинальное, — это ведь и значит иметь талант. И Андреев, несомненно, обладает им. В признании таланта Андреева сходятся критики разнообразных лагерей, — даже его ярые хулители, как, напр., Мережковский, Буренин, Розанов и многие др.
Одного таланта, однако, недостаточно, чтобы приковать к себе всеобщее внимание. <…> Кроме таланта нужна еще удача, а удача, главным образом, зависит от соответствтя дарований писателя с запросами времени и подробностями данного общества. <…>
…Между современным человеком и Андреевым (и русским человеком в особенности) есть глубокая связь; тысячи психологических нитей соединяют Андреева с его читателем и дают им взаимный интерес друг к другу. Современное общество, переживая тяжелый момент духовного распада, стоя на распутье… встречает в Андрееве своего философа, психолога, своего истолкователя. Андреев вполне стоит своего читателя. Читатель нашел себя в его произведениях. Оба друг другом должны быть довольны — вот причина, почему успех Андреева нужно считать весьма значительным и характерным для переживаемаго нами времени. <…>
Основная черта Андреевского творчества — пессимизм. Но это чисто-русский обывательский пессимизм именно в тех его формах и с тем содержанием, которые дают ему особенности русской жизни, русской обывательщины. <…>
…То, что он дал — яркая страница в истории русской литературы и прекрасная иллюстрация смутных настроений, неясных устремлений и тоскливых порывов части русских людей первого десятилетия двадцатого века.
Можно не любить эти андреевския настроения, но историку литературы, критику и публицисту нельзя не считаться с ними.»
(К. И. Арабажин, «Леонид Андреев. Итоги творчества. Литературно-критический этюд», СПб, 1910 г.)
М. Горький:
«…Я видел… человека крупного, своеобразного… <…> …Он был таков, каким хотел и умел быть — человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины.»
(М. Горький «Леонид Андреев», 1923 г.)
Г. Горбачев:
«Андреев — типичнейший выразитель настроений мелкобуржуазной интеллигенции XX в. <…>
Односторонность и некритичность вульгарно-скептического ума, смелость фантазии, схематизм мышления и воображения — все это сделало Андреева писателем поверхностным, но «острым», идейно-упрощенным, но увлекательным и доступным. Такой именно писатель и нужен был средним слоям превращавшейся в обывателей интеллигенции, которая изжила общественнический позитивизм и демократизм эпохи «героических разночинцев» в скепсисе и индивидуализме и которая жаждала «абсолютной» свободы и «полного» счастья. <…>
…Андреев был популярен в широкой читательской среде и особенно среди молодежи эпохи реакции. Поэтому Мережковский призывал серьезно отнестись к этому столь популярному и влиятельному «варвару», а Луначарский посвятил Андрееву лучшие из своих ранних философски-критических статей.»
(Г. Горбачев, статья о Леониде Андрееве в «Литературной энциклопедии» в 11 томах (1929—1939), том 1, 1930 г.)
А. В. Богданов:
«…Многих писателей реалистического направления — Чехова, Гаршина, Толстого, Достоевского — он высоко ценил как своих учителей; но он остро чувствовал и свою оторванность от литературных традиций XIX века. <…>
Квинтэссенция умонастроений Андреева — это трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога — величайшая утрата этой эпохи — поставила перед лицом Абсурда. Подобные переживания были знакомы многим. <…>
Сейчас нам уже более или менее ясно, что Андреев первым из русских писателей пошел, ориентируясь на Достоевского (поначалу, может быть, неосознанно), по тому пути, которым позднее пойдут художники экзистенциалисты, прежде всего Камю и Сартр… И для них и для Андреева главной и самой суровой правдой было одиночество человека… перед небом и другими людьми, — одиночество, на которое каждый обречен с момента своего рождения.»
(А. В. Богданов, вступительная статья к тому №1 из «Собрания сочинений Л. Н. Андреева в 6 томах», М.: Худож. лит., 1990 г.)
Это была критика о творчестве Леонида Андреева: отзывы современников и критиков XX в.