Алеша. «Черная курица». Иллюстрация Э. Е. Беньяминсона |
Алеша является одним из главных героев волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Алеши в повести «Черная курица, или Подземные жители»: описание характера и внешности персонажа в цитатах.
Алеша в повести «Черная курица, или Подземные жители»
Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге.
Главный герой повести — юный дворянин, мальчик по имени Алеша. Он уже 2 года живет и учится в пансионе для мальчиков в Петербурге:
«…теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском острове, в Первой линии.»
Возраст Алеши — 9-10 лет:
«…мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.»
«…Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте…»
О внешности Алеши известно следующее:
«Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперед по обе стороны груди.»
«Алеша поспешно надел свою красную бекешу* на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с собольим околышком…» (*бекеша — мужское пальто )
Родители Алеши живут очень далеко от Петербурга. Два года назад они оставили сына в пансионе и, судя по всему, с тех пор не виделись с ним:
«Родители его, жившие далеко‑далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.»
Алеша является добрым, умным, милым и скромным мальчиком. Он хорошо учится, и его все любят:
«Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.»
«Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно…»
«…из доброго милого и скромного мальчика…»
«Мне давно было известно, – сказал король, – что ты добрый мальчик…»
«…он был добрым и скромным, все его любили…»
«Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили…»
При этом Алеша является ветреным мальчиком. Он никогда не слушается полезных советов, из-за чего попадает в неприятные ситуации:
«Ты добрый мальчик, – продолжала курочка, – но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо!»
Алеша — вежливый, воспитанный мальчик:
«…но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил ответом.»
Он любит правду. Ему не нравится, когда ему приписывают то, чего он не делал:
«Сколь для Алеши ни было лестно, что приписывали ему такой благородный поступок, но он любил правду и потому, сделав низкий поклон, сказал:
– Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал.»
Когда наступают выходные, Алеша чувствует себя одиноким без своей семьи. Чтобы не скучать, он читает книги, в частности рыцарские романы:
«…когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг…»
«…рыцарские романы и волшебные повести, – и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частью состояла из книг сего рода.»
На досуге Алеше нравится фантазировать о прошедших веках и рыцарских замках:
«Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…»
«…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам.»
Алеша верит в существование волшебниц:
«…ему казалось, что какая‑нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.»
На досуге Алеше нравится кормить курочек, живущих во дворе. Мальчик всегда приносит им крошки после еды:
«Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике…»
«…крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти.»
Алеша особенно любит черную курочку Чернушку. Та тоже относится к нему особенно ласково:
«Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою.»
Однажды Алеша спасает Чернушку от гибели, когда кухарка собирается пустить птицу на обед. Мальчик отдает кухарке все свои сбережения — один империал (1 империал = 10 рублей, что являлось крупной суммой в то время):
«Алеше очень, очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке и с твердостью отдал драгоценный подарок.»
«Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти.»
«…черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…»
Оказывается, что курица Чернушка — волшебное существо, которое умеет говорить. Однажды она показывает Алеше сказочное Подземное царство, в котором живет. В этом царстве Чернушка занимает важный пост — пост главного министра короля:
«…я совсем не знал, что ты говорить умеешь!» (Алеша о курице)
«Мой главный министр донес мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.» (король о Чернушке)
«Мой министр – не курица, а заслуженный чиновник!» (король)
«Тут подошел министр ближе, и Алеша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.»
Король Подземного царства благодарит Алешу за то, что тот спас его министра (Чернушку). За это король обещает исполнить одно желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки. Король исполняет желание:
«…третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду.» (король — Алеше)
«Я бы желал, – сказал он, – чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали.
– Не думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего, я должен исполнить свое обещание.»
Король дарит Алеше волшебное зернышко. Благодаря этому зернышку мальчик сможет всегда знать домашнее задание, не готовясь к урокам:
«Алеша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман, обещаясь быть молчаливым и скромным.»
Чернушка и король просят Алешу никому не рассказывать о Подземном царстве. Иначе подземные жители должны будут покинуть эти края и переселиться куда-то далеко. Алеша обещает хранить тайну:
«…если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко‑далеко, в другие страны.» (Чернушка — Алеше)
«Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алеша.»
«Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…»
С этого дня Алеша пользуется волшебным зернышком и благодаря ему всегда знает все домашние задания, хотя совсем не готовится к урокам:
«Алеша вовсе не учился, а все‑таки знал урок с начала до конца, без малейшей ошибки.»
«…Алеша всегда отвечал безошибочно и не запинаясь…» (благодаря зернышку)
В итоге Алеша становится лучшим учеником в пансионе, а затем и во всем Петербурге. Правда, этот фальшивый успех не радует его так, как раньше:
«Между тем слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу. Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как Алеша.»
Алеша — стыдливый мальчик. Его мучает совесть, когда его незаслуженно хвалят:
«Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.»
«Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.»
«…внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит…»»
Со временем Алеша привыкает к похвале учителей, его самолюбие растет. Он начинает важничать и считать себя лучше и умнее других мальчиков в пансионе:
«Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало‑помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их.»
В результате скромный, милый и добрый Алеша становится гордым, непослушным, шаловливым ребенком:
«Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным.»
«…к несчастью, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже и день ото дня товарищи менее его любили.»
«Притом Алеша сделался страшным шалуном.»
«Наконец он так надоел всем дурным своим нравом…»
«…а теперь… я не узнаю тебя!» (Чернушка об Алеше)
Однажды учитель задает Алеше выучить 20 страниц домашнего задания. Но мальчик не может ответить ни слова на уроке. Оказывается, его волшебное зернышко исчезло из кармана:
«…всунул руку в карман, чтоб ощупать семечко… Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из глаз его… он горько плакал и все‑таки не мог сказать ни слова.»
В ту же ночь Чернушка является к нему и вручает ему потерянное зернышко:
«Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно.»
«Алеша с восхищением взял любезное свое семечко из лапок курицы…»
На следующий день Алеша блестяще рассказывает 20 страниц домашнего задания. Учитель просит его признаться, как ему это удалось. Алеша вдруг забывает о своем обещании и рассказывает секрет о Подземном царстве:
«Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…»
Учитель не верит рассказу о Подземном королевстве и наказывает Алешу розгами. В результате Алеша где-то теряет свое волшбеное зернышко:
«И бедного Алешу высекли.»
«Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман… конопляного зернышка в нем не было.»
«…чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно.»
Из-за того, что Алеша раскрыл секрет, все жители Подземного королевства теперь должны переселиться в далекие края. Также король наказывает министра-Чернушку за то, что тот поверил Алеше (король сковывает руки Чернушки золотыми цепями):
«Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко‑далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..»
«Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотой цепью. Он ужаснулся.
– Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, – сказал министр с глубоким вздохом…»
На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку. Он глубоко раскаивается в том, что причинл подземным жителям такие неприятности:
«– …Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!»
На утро Алеше становится плохо, у него случается сильная горячка. Когда Алеша выздоравливает, он снова становится добрым, скромным и послушным ребенком, которого все любят:
«…послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.»
«Недель через шесть Алеша выздоровел…»
«Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.»
Таков цитатный образ и характеристика Алеши в волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители»: описание характера и внешности героя в цитатах.
Все материалы по повести «Черная курица»