За туалетом. Автопортрет. З. Е. Серебрякова |
Рассказ «Чистый понедельник» — это один из самых известных рассказов выдающегося русского писателя И. Бунина.
В этой статье представлена характеристика героини рассказа «Чистый понедельник»: описание внешности и характера в цитатах.
О прототипе героини
Исследователи считают, что прототипом героини «Чистого понедельника» является первая любовь писателя — В. В. Пащенко:
«… [тип] женщин, не умеющих и не научившихся любить, который… был назван… в рассказе «Чистый понедельник». Прообразом этого типа, несомненно, была В. В. Пащенко. Она первая объяснилась Бунину в любви, однако в своем чувстве к нему никогда не была уверена и упрекала его в том, что он недостаточно ее любит; на его письма отвечала редко и неохотно и, наконец, бессильная разобраться в путанице чувств, оставила его и ушла к другому человеку.» (статья А. Саакянц, «Собрание сочинений И. А. Бунина в шести томах», 1988 г.)
Героиня рассказа «Чистый понедельник»: характеристика в цитатах
Героиня рассказа — это загадочная, странная девушка, в которую влюблен главный герой:
«…она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании…»
Героиня богата и молода, так же как и главный герой:
«Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами.»
Молодой человек ухаживает за девушкой, возит ее в рестораны, театры, дарит цветы, конфеты:
«…каждый вечер я возил ее обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”…»
«…говорила: “Спасибо за цветы…” Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского…»
Между главным героем и его возлюбленной существует какая-то «странная любовь». Эти отношения мучают молодого человека, но одновременно приносят ему счастье:
«“Странная любовь!” — думал я…»
«Наша неполная близость казалась мне иногда невыносимой…»
«И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье… Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!»
Возлюбленная главного героя живет одна в Москве. Из родных у нее есть только отец — богатый купец, который живет в Твери:
«Жила она одна, — вдовый отец ее, просвещенный человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери, что-то, как все такие купцы, собирал.»
«…кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало?»
О внешность героини известно следующее:
«…она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, нежного, полного начала грудей, сверканием алмазных сережек вдоль чуть припудренных щек, угольным бархатом глаз и бархатистым пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки.»
«А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками…»
«…целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело…»
«…гляжу на губы… на темный пушок над ними, на гранатовый бархат платья, на скат плеч и овал грудей, обоняя какой-то слегка пряный залах ее волос…»
«Пушок на ее верхней губе был в инее…»
«…уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках.»
«…вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке.»
«…расчесывая… черные нити длинных висевших вдоль лица волос…»
Героиня делает вид, что ей не нужны удовольствия жизни (цветы, рестораны, театры и т.д.), но при этом она любит поесть, ездит в театры и т.д.:
«Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…»
При этом она питает слабость к хорошей, дорогой одежде:
«Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…»
Героиня отличается молчаливостью и задумчивостью:
«…она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала…»
У нее неторопливые манеры:
«…не спеша протягивала мне для поцелуя руку…»
«…она выходила из спальни одетая, готовая к выезду, спокойная и простая…»
«И она медленно улыбнулась и чокнулась с ним.»
Героиня разговаривает тихо и ровно. У нее медленный голос:
«…она склонилась ко мне, тихо и ровно говоря…»
«…слышу ее медленный голос…»
Героине нравится «Лунная соната» Бетховена. Она любит разучивать ее начало на пианино:
«…стояло дорогое пианино, на котором она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало “Лунной сонаты”, — только одно начало…»
Девушка бывает на «капустниках» Художественного театра. Она знакома с известными актерами и режиссерами своего времени:
«Завтра “капустник” Художественного театра.»
При этом ей нравится не только развлекаться, но и ходить в православные соборы:
— Не знал, что вы так религиозны.
— Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого…
Девушка посещает какие-то курсы, на которых, судя по всему, изучает историю:
«Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещала их, но посещала. Я как-то спросил: “Зачем?” Она пожала плечом: “А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? Кроме того, меня интересует история…”…»
Ей нравятся русские летописи и сказания:
«Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу.»
В конце концов героиня уходит в монастырь и разрывает отношения с главным героем:
«…просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть: “В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…”
Спустя два года главный герой случайно видит ее в монастыре среди поющих монахинь. Девушка не видит его в темноте, но как будто чувствует его присутствие. Больше герои не встречаются:
«…устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?»
Это была цитатная характеристика героини рассказа «Чистый понедельник»: описание внешности и характера героини, ее отношений с главным героем и т.д.