Константин Треплев в пьесе «Чайка» Чехова: образ, характеристика, описание

Константин Треплев в пьесе "Чайка" Чехова: образ, характеристика, описание
«Портрет неизвестного».
Художник К. Брюллов

Константин Треплев является одним из главных героев знаменитой пьесы «Чайка» А. П. Чехова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Константина Треплева в пьесе «Чайка» Чехова: образ, описание персонажа в цитатах.

Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова

 

 

 

Константин Треплев в пьесе «Чайка» Чехова

Полное имя героя — Константин Гаврилович Треплев:

«А я верю в Константина Гаврилыча.»

Константин Треплев — молодой начинающий писатель:

«…ее сын, молодой человек.»

«…пьеса сочинения Константина Гавриловича.»

Он является сыном известной актрисы Ирины Николаевны Аркадиной:

«Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса.»

«…бывает жаль, что у меня мать известная актриса, и, кажется, будь это обыкновенная женщина, то я был бы счастливее.»

Возраст Константина — 25 лет:

«…а мне уже двадцать пять лет…»

У него печальный голос и «манеры как у поэта»:

«У него прекрасный, печальный голос, а манеры как у поэта. (влюбленная в Константина Маша о нем)

Он живет в имении своего дяди, господина Сорина, с которым у него прекрасные отношения:

«Я его чрезвычайно люблю, и он ко мне привязан, но все же в конце концов ему кажется, что он лишний в доме, что он тут нахлебник, приживал.» (дядя Сорин о Константине)

Константин влюблен в молодую девушку Нину Заречную, и та отвечает ему взаимностью:

«…Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика…»

«Я люблю вас.» (Константин — Нине)

«Я без нее жить не могу… Даже звук ее шагов прекрасен… Я счастлив безумно. (Быстро идет навстречу Нине Заречной, которая входит.) Волшебница, мечта моя…»

«…любила вас, мечтала о славе, а теперь?» (Нина — Константину)

Влюбленные Константин и Нина вместе устраивают домашние спектакли, в том числе по пьесе самого Константина:

«Да. Играть будет Заречная, а пьеса сочинения Константина Гавриловича. Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ.»

Вскоре Нина влюбляется в известного писателя Тригорина и теряет интерес к Константину. Молодой человек тяжело переживает это охлаждение:

«Если бы вы знали, как я несчастлив! Ваше охлаждение страшно, невероятно…»

Константин является небогатым человеком. Судя по всему, у его матери есть приличные деньги в банке, но она не помогает сыну:

«…никаких талантов, денег ни гроша…» (Константин о себе)

«У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч — это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать.» (Константин о матери)

«…живет в деревне, в глуши, без денег…» (о Константине)

«Да, у меня есть деньги, но ведь я артистка; одни туалеты разорили совсем.» (мать Константина)

Живая очень бедно, Константин три года носит один сюртук и ходит без пальто:

«Мне кажется, было бы самое лучшее, если бы ты… дала ему немного денег. Прежде всего ему нужно одеться по‑человечески, и все. Посмотри, один и тот же сюртучишко он таскает три года, ходит без пальто…» (дядя о Константине)

 

По происхождению Константин является мещанином, так как его отец был мещанином, известным актером. Мать героя, судя по всему, является дворянкой, но дворянство наследовалось по линии отца:

«…а по паспорту я – киевский мещанин. Мой отец ведь киевский мещанин, хотя тоже был известным актером.»

Константин Треплев не закончил университет, доучившись только до 3-его курса. Судя по всему, он бросил учебу из-за нехватки денег:

«Кто я? Что я? Вышел из третьего курса университета по обстоятельствам, как говорится, от редакции не зависящим…»

У Константина и его матери, госпожи Аркадиной, довольно сложные отношения:

«Психологический курьез – моя мать. Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого‑го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней…»

Константин считает, что его мать-актриса не любит его:

«Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода.»

При этом сам Константин очень любит свою мать, хотя и не поддерживает многие ее поступки:

«Я люблю мать, сильно люблю; но она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом, имя ее постоянно треплют в газетах, – и это меня утомляет.»

«В последнее время, вот в эти дни, я люблю тебя так же нежно и беззаветно, как в детстве. Кроме тебя, теперь у меня никого не осталось.» (герой о матери)

Константин не любит современный театр и называет его «рутиной и предрассудком». Его мать считает иначе:

«Она знает также, что я не признаю театра. Она любит театр, ей кажется, что она служит человечеству, святому искусству, а по‑моему, современный театр – это рутина, предрассудок.» (Константин о матери)

«Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! Не признаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!» (Константин о матери)

Константин является умным человеком:

«Понятная вещь, человек молодой, умный, живет в деревне…»

Судя по всему, Константин Треплев считает себя более талантливым человеком, чем его мать:

«Настоящие таланты! (Гневно.) Я талантливее вас всех, коли на то пошло!»

Константин является талантливым писателем, по мнению доктора Дорна:

«…и все‑таки впечатление сильное. Вы талантливый человек, вам надо продолжать.»

Константин — самолюбивый человек, мечтающий добиться успеха в жизни:

«Ирина, нельзя так, матушка, обращаться с молодым самолюбием.» (дядя о Константине)

«Капризный, самолюбивый мальчик.» (мать о герое)

«У меня в мозгу точно гвоздь, будь он проклят вместе с моим самолюбием, которое сосет мою кровь, сосет, как змея…» (Константин о себе)

«Понятная вещь, самолюбие…» (дядя о Константине)

Константин и его мать время от времени спорят о театре, своих талантах и т.д., после чего оба плачут и мирятся:

«Треплев. Отправляйся в свой милый театр и играй там в жалких, бездарных пьесах!

Аркадина. Никогда я не играла в таких пьесах. Оставь меня! Ты и жалкого водевиля написать не в состоянии. Киевский мещанин! Приживал!

Треплев. Скряга!

Аркадина. Оборвыш!»

Спустя два года после разрыва с Ниной Константин становится известным писателем:

«Никто не думал и не гадал, что из вас, Костя, выйдет настоящий писатель. А вот, слава богу, и деньги стали вам присылать из журналов. (Проводит рукой по его волосам.) И красивый стал…» (Полина Андреевна)

«Вот Борис Алексеевич привез журнал с твоим новым рассказом.»

«Итак, вы стали уже писателем… Вы писатель, я – актриса…»

У молодого писателя Треплева появляются свои поклонники в Петербурге и Москве:

«Вам шлют поклон ваши почитатели… В Петербурге и в Москве вообще заинтересованы вами, и меня всё спрашивают про вас. Спрашивают: какой он, сколько лет, брюнет или блондин. Думают все почему‑то, что вы уже немолоды. И никто не знает вашей настоящей фамилии, так как вы печатаетесь под псевдонимом. Вы таинственны, как Железная Маска.» (Тригорин о Константине)

Став известным писателем, Константин не чувствует себя счастливым. Ему кажется, что теперь он сам «сползает к рутине», которую так осуждал:

«Я так много говорил о новых формах, а теперь чувствую, что сам мало‑помалу сползаю к рутине.»

«Я одинок, не согрет ничьей привязанностью, мне холодно, как в подземелье, и, что бы я ни писал, все это сухо, черство, мрачно.» 

Несмотря на свой успех, Константин так и не знает, в чем же заключается его призвание:

«…я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание.»

Константин приходит к выводу, что текст должен свободно литься из души писателя и что не нужно думать об изобретении новых форм и т.д.:

«Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души.»

Спустя два года после расставания Константин наконец встречается с Ниной. Молодой человек говорит ей о своей любви и просит быть с ним. Однако Нина по-прежнему любит подлеца Тригорина и отказывается быть с Константином:

«Нина, я проклинал вас, ненавидел, рвал ваши письма и фотографии, но каждую минуту я сознавал, что душа моя привязана к вам навеки. Разлюбить вас я не в силах, Нина. С тех пор как я потерял вас и как начал печататься, жизнь для меня невыносима, – я страдаю…»

«Останьтесь здесь, Нина, умоляю вас, или позвольте мне уехать с вами!»

В тот же вечер Константин Треплев кончает жизнь самоубийством:

«Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»

Такова цитатная характеристика Константина Треплева в пьесе «Чайка» А. П. Чехова: образ, описание персонажа в цитатах.

Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий