А. П. Чехов |
Антон Павлович Чехов — выдающийся русский писатель и драматург, автор множества замечательных произведений.
В этой статье представлена критика о творчестве Чехова, отзывы современников писателя и т.д.
Все материалы по творчеству ЧеховаКритика о писателях и поэтах
Критика о творчестве Чехова
Д. В. Григорович:
«…у Вас настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья. <…>
…по разнообразным свойствам Вашего несомненного таланта, верному чувству внутреннего анализа, мастерству в описательном роде (метель, ночь и местность в «Агафье» и т. д.), чувству пластичности, где в нескольких строчках является полная картина: тучки на угасающей заре — «как пепел на потухающих угольях…» и т. д. — Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. <…>
В основу Ваших рассказов часто взят мотив несколько цинического оттенка, к чему это? Правдивость, реализм не только не исключают изящества,- но выигрывают от последнего. Вы настолько сильно владеете формой и чувством пластики, что нет особой надобности говорить, например, о грязных ногах с вывороченными ногтями и о пупке у дьячка. Детали эти ровно ничего не прибавляют к художественной красоте описания, а только портят впечатление в глазах читателя со вкусом. Простите мне великодушно такие замечания; я решился их высказать потому только, что истинно верю в Ваш талант и желаю ему ото всей души полного развития и полного выражения.»
(Д. В. Григорович — А. П. Чехову , 25 марта 1886 г., Петербург)
В. Г. Короленко:
«…глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. <…>
И опять невольно приходит в голову сопоставление: Гоголь, Успенский, Щедрин, теперь — Чехов. Этими именами почти исчерпывается ряд выдающихся русских писателей с сильно выраженным юмористическим темпераментом. Двое из них кончили прямо острой меланхолией, двое других — беспросветной тоской. Пушкин называл Гоголя «веселым меланхоликом», и это меткое определение относится одинаково ко всем перечисленным писателям… Гоголь, Успенский, Щедрин и Чехов…»
(В. Г. Короленко, «Антон Павлович Чехов», 1904 г.)
М. Горький:
«…в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадежный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать свое человеческое достоинство и, без сопротивления подчиняясь грубой силе, живут, как рабы, ни во что не верят, кроме необходимости каждый день хлебать возможно более жирные щи, и ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто-нибудь сильный и наглый не побил их.
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.
Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изображал бесстрастным, острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском…»
(М. Горький, «А.П.Чехов», 1905 г.)
Д. Н. Овсянико-Куликовский:
«Чехов никогда не дает нам всесторонней детальной разработки типов или характеров, которые он изображает. Он только намечает одну, две, три черты и затем придает им известное освещение, большею частью при помощи необыкновенно тонкого и меткого психологического анализа. В результате получается сильный и своеобразный художественный эффект, — такой, какого не найдем у других художников, кроме разве Мопассана, талант которого во многих отношениях очень близко подходит к таланту Чехова.»
(Д. Н. Овсянико-Куликовский, «Этюды о творчестве А. П. Чехова», 1904 г.)
А. Дерман в газете «Восточно-Сибирская правда»:
«…для нас, людей советской эпохи, чеховское наследие представляет глубокий интерес. <…> В окружающей нас жизни осталось немало того, что изображал Чехов. Его рассказы помогают нам яснее видеть и узнавать эти остатки затхлого прошлого, а стало
быть и бороться с ними, искоренять их и в других и в себе самих.
Язык, стиль, приемы Чехова, как писателя, не только в наши дни, но еще на долгие годы будут служить непревзойденными образцами, поучительным примером того, что
простота и ясность являются самой существенной чертой подлинного глубокого реалистического искусства.»
(А. Дерман, статья «Знаменитый русский писатель» в газете «Восточно-Сибирская правда», №159, 15 июля 1939 г.)
Газета «Правда»:
«Великая любовь к родной земле родила чеховский пейзаж. Чехов горячей, нежной и чуткой любовью любил нашу Родину – её прекрасную природу, беспредельные душевные богатства русского человека, его могучую, широкую душу.»
(газета «Правда», 15 июля 1944 г.)
Л. Н. Толстой:
«Чехов — это Пушкин в прозе.»
«…Чехов — истинный художник. Его можно перечитывать несколько раз, кроме пьес, которые совсем не чеховское дело.»
«Главное, он был постоянно искренен, а это великое достоинство писателя, и благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые для сего мира формы писания, которых я не встречал нигде.» (Л. Н. Толстой)
«Чехов… несравненный художник… И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому человеку, но и всякому человеку вообще. А это главное.»
(Л. Н. Толстой, по воспоминаниям П.А.Сергеенко)
М. Бенюк:
«Бесспорное, подлинно народное творчество великого русского писателя-реалиста Антона Павловича Чехова всегда будет служить для нас, иностранных писателей, лучшим примером.»
(М. Бенюк, румынский поэт и прозаик)
К. С. Станиславский:
«Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. <…>
Глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца. <…>
Чеховские мечты о будущей жизни говорят, о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три 20 аршина земли», а весь земной шар. О новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещѐ двести, триста, тысячу лет работать, трудиться в поте лица, страдать.»
(К. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1924 г.)
Вл. И. Немирович-Данченко:
«Искусство Чехова – искусство художественной свободы и художественной правды.»
«Он был искренен и говорил и писал только так, как чувствовал. Он был глубоко добросовестен и говорил и писал только о том, что знал крепко.»
(Вл. И. Немирович-Данченко, «Через 30 лет»)/
П. И. Чайковский:
«Имеете ли Вы понятие о новом большом русском литературном таланте, Чехове? … По-моему, это будущий столп нашей словесности.»
(письмо П. И. Чайковского Ю. П. Шпажинской, 1889 г.)
К. Чуковский:
«Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек все это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд. И что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей.»(К. Чуковский)
М. А. Шолохов:
«На меня влияют все хорошие писатели. Каждый по-своему хорош. Вот, например, Чехов. Казалось бы, что общего между мной и Чеховым? Однако и Чехов влияет. И вся беда моя и многих других в том, что влияют еще на нас мало. Чехов никогда не выпускал полу- фабрикатов. И брака у него не найдешь.»(М. А. Шолохов. газета «Известия», 1937 г., 31 дек.)
С. В. Рахманинов:
«Он <Чайковский> был одним из самых обаятельных художников и людей, которых я когда-либо встречал. Он отличался необычайной деликатностью ума. Он был скромен, как скромны истинно великие люди, прост, как мало кто бывает. Я встречал одного человека, который на него походил, и это был Чехов.» (С. В. Рахманинов о Чайковском и Чехове)
М. Пришвин:
«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… В наше время героических требований к личности Чехов, яркий представитель нашего русского родного дома, ка- ждому претенденту на героя может служить проверкой: действительно ли ты цвет или пустоцвет.»(М. Пришвин, «Незабудки», 1960 г.)
Это была критика о творчестве Чехова, отзывы современников, мнение культурных деятелей последующих поколений.
Все материалы по творчеству ЧеховаКритика о писателях и поэтах