Мастерская Веры Павловны в романе «Что делать?»: история, этапы развития

Мастерская Веры Павловны в романе "Что делать?": история, этапы развития
Вера Павловна.
Телеспекталь
1971 г.

История о том, как Вера Павловна открывает свою швейную мастерскую, представляет собой одну из центральных сюжетных линий романа «Что делать?» Чернышевского.
В этой статье представлена история основания мастерской Веры Павловны, этапы развития предприятия и т.д.
— Краткое содержание по главам романа «Что делать?»— Все материалы по роману «Что делать?»

 

Мастерская Веры Павловны в романе «Что делать?»

В романе есть несколько глав, в которых дается подробное описание первой и второй мастерских Веры Павловны:

  • 1852 г. – открытие первой мастерской (глава 3 подглава IV)
  • 1857 г. – открытие второй мастерской (глава 4 подглава IV)
  • 1858 г. – открытие магазина (глава 4 подглава XVII)
  • 1860 г. – состояние дел в первой мастерской (глава 4 подглава XVIII)

Первая мастерская Веры Павловны

В 1852 г., выйдя замуж за Дмитрия Лопухова, Вера Павловна решает открыть свое дело — швейную мастерскую:

«Я завожу швейную мастерскую. Давайте мне заказы и рекомендуйте меня вашим знакомым. Я сама хорошо шью, и помощницы у меня хорошие, – да вы знаете одну из них.» (глава 3 подглава II)

Судя по всему, эта мастерская располагается на Васильевском острове, так как Лопуховы снимают квартиру в этом районе.Вера Павловна тщательно и осмотрительно выбирает работниц для своей мастерской:

«Вера Павловна сама познакомилась с этими выбранными, хорошо познакомилась прежде, чем сказала, что принимает их, это натурально; это тоже рекомендует ее как женщину основательную, и только.» (глава 3 подглава IV)

«Девушки, из которых образовалась основа мастерской, были выбраны осмотрительно, были хорошие швеи…» (глава 3 подглава IV)

На первом этапе Вера Павловна нанимает 6-7 работниц, добрых и прямодушных девушек, которые не будут создавать проблем в коллективе:

«Эти три девушки нашли еще трех или четырех, выбрали их с тою осмотрительностью, о которой просила Вера Павловна; в этих условиях выбора тоже не было ничего возбуждающего подозрение, то есть ничего особенного: молодая и скромная женщина желает, чтобы работницы в мастерской были девушки прямодушного, доброго характера, рассудительные, уживчивые, что же тут особенного? Не хочет ссор, и только; поэтому умно, и больше ничего.» (глава 3 подглава IV)

Вера устраивает мастерскую по новым правилам, чтобы работницы были заинтересованы в успехе предприятия. Она берет полезные знания из книг, которые написали «добрые и умные люди», по ее словам:

«Добрые люди говорят, что можно завести такие швейные мастерские, чтобы швеям было работать в них много выгоднее, чем в тех мастерских, которые мы все знаем. Мне и захотелось попробовать.» (глава 3 подглава IV)

«Добрые и умные люди написали много книг о том, как надобно жить на свете, чтобы всем было хорошо; и тут самое главное, – говорят они, – в том, чтобы мастерские завести по новому порядку. Вот мне и хочется посмотреть, сумеем ли мы с вами завести такой порядок, какой нужно. Это все равно, как иному хочется выстроить хороший дом, другому – развести хороший сад или оранжерею, чтобы на них любоваться: так вот мне хочется завести хорошую швейную мастерскую, чтобы весело было любоваться на нее.

Конечно, уж и то было бы порядочно, если бы я стала только каждый месяц раздавать вам прибыль, как теперь. Но умные люди говорят, что можно сделать еще гораздо лучше, так что и прибыли будет больше, и можно выгоднее делать употребление из нее. Говорят, будто можно устроить очень хорошо. Вот мы посмотрим.» (глава 3 подглава IV)

Во-первых, она решает делить всю прибыль мастерской между всеми работницами вместо того, чтобы забирать ее себе, как это обычно делают хозяева предприятий:

«Вы получали плату исправно, а вот я вам скажу, сколько, кроме этой платы и всех других расходов, осталось у меня денег в прибыли. – Вера Павловна прочла счет прихода и расхода за месяц. В расход были поставлены, кроме выданной платы, все другие издержки: на наем комнаты, на освещение, даже издержки Веры Павловны на извозчика по делам мастерской, около рубля.

– Вы видите, – продолжала она: – у меня в руках остается столько‑то денег. Теперь: что делать с ними! Я завела мастерскую затем, чтобы эти прибыльные деньги шли в руки тем самым швеям, за работу которых получены. Потому и раздаю их нам; на первый раз, всем поровну, каждой особо. После посмотрим, так ли лучше распоряжаться ими, или можно еще как‑нибудь другим манером, еще выгоднее для вас. – Она раздала деньги.» (глава 3 подглава IV)

Первое время Вера Павловна распределяет прибыль в зависимости от того, кто сколько заработал в этом месяце. Затем она решает делить прибыль поровну между всеми работницами, так как все трудятся ради общего успеха:

«Как делить прибыль? Вере Павловне хотелось довести до того, чтобы прибыль делилась поровну между всеми. До этого дошли только в половине третьего года, а прежде того перешли через несколько разных ступеней, начиная с раздела прибыли пропорционально заработной плате. Прежде всего увидели, что если девушка пропускала без работы несколько дней по болезни или другим уважительным причинам, то нехорошо за это уменьшать ее долю из прибыли, которая ведь приобретена не собственно этими днями, а всем ходом работ и общим состоянием мастерской.

Это и была последняя перемена в распределении прибыли, сделанная уже в половине третьего года, когда мастерская поняла, что получение прибыли – не вознаграждение за искусство той или другой личности, а результат общего характера мастерской, – результат ее устройства, ее цели, а цель эта – всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были личные особенности; что от этого характера мастерской зависит все участие работающих в прибыли; а характер мастерской, ее дух, порядок составляется единодушием всех, а для единодушия одинаково важна всякая участница…» (глава 3 подглава IV)

«Ты понимаешь, отчего они получают больше дохода: они работают на свой собственный счет, они сами хозяйки; потому они получают ту долю, которая оставалась бы в прибыли у хозяйки магазина.» (глава 4 подглава XVIII)

Вера Павловна признается, что готова заниматься мастерской даже бесплатно, потому что это ее любимое занятие. Она делает это не ради денег, а чтобы сделать что-то важное и интересное:

«Значит, мне еще большая выгода перед другими, если я своим пристрастием занимаюсь, и нахожу себе удовольствие без убытка себе, когда другим их удовольствие стоит денег.» (глава 3 подглава IV)

Вера Павловна не хочет распоряжаться и командовать в своей мастерской, она предпочитает советовать и объяснять работницам то, что ей нужно и важно:

«…как твердо выдерживала свое правило: не распоряжаться ничем, а только советовать, объяснять, предлагать свое содействие, помогать исполнению решенного ее компаниею.» (глава 3 подглава IV)

 

 

Вера Павловна собирается принимать решения только вместе со своими работницами. Она не хочет вводить ничего нового без их одобрения:

«Я буду вам понемногу рассказывать, что еще можно сделать, по словам умных людей, да вы и сами будете присматриваться, так будете замечать, и как вам покажется, что можно сделать что‑нибудь хорошее, мы и будем пробовать это делать, – понемножечку, как можно будет. Но только надобно вам сказать, что я без вас ничего нового не стану заводить. Только то и будет новое, чего вы сами захотите. Умные люди говорят, что только то и выходит хорошо, что люди сами захотят делать. И я так думаю. Стало быть, вам не для чего бояться нового, все будет по-старому, кроме того, что сами вы захотите переменить. Без вашего желания ничего не будет.» (глава 3 подглава IV)

Также она предлагает девушкам вместе с ней вести бухгалтерию, чтобы те могли контролировать денежные дела:

«А вот теперь мое последнее хозяйское распоряжение без вашего совета. Вы видите, надобно вести счеты и смотреть за тем, чтобы не было лишних расходов. В прошлый месяц я одна это делала; а теперь одна делать не хочу. Выберите двух из себя, чтоб они занимались этим вместе со мною. Я без них ничего не буду делать. Ведь ваши деньги, а не мои, стало быть, вам надобно и смотреть за ними. Теперь это дело еще новое; неизвестно, кто из вас больше способен к нему, так для пробы надобно сначала выбрать на короткое время, а через неделю увидите, других ли выбрать, или оставить прежних в должности.» (глава 3 подглава IV)

Вера Павловна терпеливо, неутомимо, шаг за шагом ведет свое дело:

«…чтобы видно было, как поступала Вера Павловна, как она вела дело шаг за шагом, и терпеливо, и неутомимо, и как твердо выдерживала свое правило: не распоряжаться ничем, а только советовать, объяснять, предлагать свое содействие, помогать исполнению решенного ее компаниею.» (глава 3 подглава IV)

В итоге работа в мастерской идет очень успешно. Все, кто хотя бы раз заказывает здесь одежду, становятся постоянными клиентами:

«Дело пошло понемногу. Конечно, понемногу.» (глава 3 подглава IV)

«Девушки, из которых образовалась основа мастерской, были выбраны осмотрительно, были хорошие швеи, были прямо заинтересованы в успехе работы; потому, натуральным образом, работа шла очень успешно. Мастерская не теряла ни одной из тех дам, которые раз пробовали сделать ей заказ.» (глава 3 подглава IV)

Через полтора года в мастерской уже работает до 20 девушек:

«Скоро заказов стало получаться больше, нежели могли исполнять девушки, с самого начала вошедшие в мастерскую, и состав ее постепенно увеличивался. Через полтора года в ней было до двадцати девушек, потом и больше.» (глава 3 подглава IV)

Первое время Вера Павловна сама работает закройщицей и получает обычную зарплату:

«К этому времени мастерская приняла уже такой размер, что Вера Павловна не успевала одна быть закройщицею, надобно было иметь еще другую; Вере Павловне положили такое жалованье, как другой закройщице.» (глава 3 подглава IV)

Первый год большую часть дня Вера Павловна проводит в мастерской и трудится не меньше других сотрудниц. Затем она начинает больше отдыхать и меньше работать, в связи с чем ее зарплата уменьшается:

«Около года Вера Павловна большую часть дня проводила в мастерской и работала действительно не меньше всякой другой по количеству времени. Когда она увидела возможность быть в мастерской уже не целый день, плата ей была уменьшаема, как уменьшалось время ее занятий.» (глава 3 подглава IV)

Постепенно в мастерской возникает так называемая касса взаимопомощи, «банк» из прибыли, из которого девушки могут взять деньги в долг на срочные нужды:

«Образовался небольшой запасный капитал, он постепенно рос; начали приискивать разные употребления ему. С первого же раза все поняли, что из него можно делать ссуды тем участницам, которым встречается экстренная надобность в деньгах, и никто не захотел присчитывать проценты на занятые деньги: бедные люди имеют понятие, что хорошее денежное пособие бывает без процентов. За учреждением этого банка последовало основание комиссионерства для закупок…» (глава 3 подглава IV)

Также со временем Вера Павловна и ее работницы начинают оптом закупать еду, обувь и другие товары, чтобы выходило дешевле:

«За учреждением этого банка последовало основание комиссионерства для закупок: девушки нашли выгодным покупать чай, кофе, сахар, обувь, многие другие вещи через посредство мастерской, которая брала товары не по мелочи, стало быть, дешевле. От этого через несколько времени пошли дальше: сообразили, что выгодно будет таким порядком устроить покупку хлеба и других припасов, которые берутся каждый день в булочных и мелочных лавочках; но тут же увидели, что для этого надобно всем жить по соседству: стали собираться по нескольку на одну квартиру, выбирать квартиры подле мастерской. Тогда явилось у мастерской свое агентство по делам с булочною и мелочною лавочкою.» (глава 3 подглава IV)

Через полтора года почти все работницы уже живут на одной большой квартире и питаются вместе. В итоге квартира по сути превращается в общежитие:

«…но тут же увидели, что для этого надобно всем жить по соседству: стали собираться по нескольку на одну квартиру, выбирать квартиры подле мастерской.» (глава 3 подглава IV)

«А года через полтора почти все девушки уже жили на одной большой квартире, имели общий стол, запасались провизиею тем порядком, как делается в больших хозяйствах.» (глава 3 подглава IV)

Родственники некоторых девушек тоже живут на этой общей квартире:

«Но, кроме трех, все остальные девушки, имевшие родственников на своих руках, жили на общей квартире. Сами они жили в одних комнатах, по две, по три в одной; их родственники или родственницы расположились по своим удобствам: у двух старух были особые комнаты у каждой, остальные старухи жили вместе. Для маленьких мальчиков была своя комната, две другие для девочек. Положено было, что мальчики могут оставаться тут до 8 лет; тех, кому было больше, размещали по мастерствам.» (глава 3 подглава IV)

Почти все родственники, живущие в квартире, занимаются приготовлением еды или другими делами по хозяйству:

«Почти все старухи и все три старика, жившие в мастерской – квартире, занимались делами по кухне и другим хозяйственным вещам; за это, конечно, считалась им плата.» (глава 3 подглава IV)

Все расходы в мастерской и «общежитии» ведутся очень точно, чтобы не было обид:

«Всему велся очень точный счет, чтобы вся компания жила твердою мыслью, что никто ни у кого не в обиде, никто никому не в убыток.» (глава 3 подглава IV)

Постепенно Вера Павловна открывает агентство по продаже готовых вещей. Эти вещи она продает в лавке в Гостином дворе и в лавочке на Толкучем рынке:

«…например, что мастерская завела свое агентство продажи готовых вещей, работанных во время, не занятое заказами, – отдельного магазина она еще не могла иметь, но вошла в сделку с одною из лавок Гостиного двора, завела маленькую лавочку в Толкучем рынке, – две из старух были приказчицами в лавочке.» (глава 3 подглава IV)

Также Вера Павловна с первых дней занимается образованием своих работниц. Сначала она читает им вслух книги, потом это делают сами девушки. Со временем Вера Павловна приглашает своего мужа Дмитрия Лопухова, а также друзей семьи Александра Кирсанова и Алексея Петровича Мерцалова, чтобы те давали девушкам уроки:

«Вера Павловна с первых же дней стала приносить книги. Сделав свои распоряжения, она принималась читать вслух, читала полчаса, час… <…>

Когда с Веры Павловны была снята обязанность читать вслух, Вера Павловна, уже и прежде заменявшая иногда чтение рассказами, стала рассказывать чаще и больше; потом рассказы обратились во что‑то похожее на легкие курсы разных знаний. Потом, – это было очень большим шагом, – Вера Павловна увидела возможность завесть и правильное преподавание: девушки стали так любознательны, а работа их шла так успешно, что они решили делать среди рабочего дня, перед обедом, большой перерыв для слушания уроков.

– Алексей Петрович, – сказала Вера Павловна, бывши однажды у Мерцаловых, – у меня есть к вам просьба. Наташа уж на моей стороне. Моя мастерская становится лицеем всевозможных знаний. Будьте одним из профессоров. <…> 

– Например, русская история, очерки из всеобщей истории. 

– Превосходно. Но это я буду читать, а будет предполагаться, что я специалист. Отлично. Две должности: профессор и щит. 

Наталья Андреевна, Лопухов, два-три студента, сама Вера Павловна были другими профессорами, как они в шутку называли себя.» (глава 3 подглава IV)

Кроме того, Вера Павловна устраивает разные развлечения для работниц мастерской, как например, загородные прогулки, поездки в театр и т.д.:

«Вместе с преподаванием, устраивались и развлечения. Бывали вечера, бывали загородные прогулки: сначала изредка, потом, когда было уже побольше денег, то и чаще; брали ложи в театре. На третью зиму было абонировано десять мест в боковых местах итальянской оперы.» (глава 3 подглава IV)

«Однажды, – это было уже под конец лета, – девушки собрались, по обыкновению, в воскресенье на загородную прогулку. Летом они почти каждый праздник ездили на лодках, на острова. Вера Павловна обыкновенно ездила с ними…» (глава 3 подглава VI)

Также первые 4 года работы мастерской Дмитрий Лопухов, муж Веры, занимается лечением работниц, когда это необходимо:

«Когда она поступила в мастерскую Веры Павловны, Лопухов, бывший там домашним врачом, делал все возможное, чтобы задержать ход чахотки, сделал многое, то есть много по трудности того небольшого успеха, который получил; но развязка приближалась.» (о лечении Крюковой, глава 3 подглава XV)

Мастерская приносит Вере Павловне много хлопот и труда, но радости и счастья она приносит куда больше:

«Сколько было радости, сколько счастья Вере Павловне; очень много трудов и хлопот, были и огорчения.» (глава 3 подглава IV)

«Но гораздо больше, – о, гораздо больше! – было радости. Да все было радость, кроме огорчений; а ведь огорчения были только отдельными, да и редкими случаями…» (глава 3 подглава IV)

В мастерской часто случаются свадьбы, на которых Вера Павловна всегда выступает как подруга невесты и отказывается от роли посаженной матери, потому что не хочет выглядеть «патроншей», покровительницей девушки:

«А чаше всего причиною веселья для всей мастерской и радости для Веры Павловны бывали свадьбы. <…>

Чаще всего посаженною матерью бывала Мерцалова или ее мать, тоже очень хорошая дама, а Вера Павловна никогда: она и одевала, и провожала невесту в церковь, но только как одна из подруг. В первый раз подумали, что отказ был от недовольства чем‑нибудь, но нет: Вера Павловна была очень рада приглашению, только не приняла его; во второй раз поняли, что это, просто, скромность: Вере Павловне не хотелось официально являться патроншею невесты.» (глава 3 подглава IV)

Вера Павловна не любит выставлять себя начальницей мастерской, она старается выводить вперед других, так что многие клиенты не догадываются, что она и есть хозяйка:

«Да и вообще она всячески избегала всякого вида влияния, старалась выводить вперед других и успевала в этом, так что многие из дам, приезжавших в мастерскую для заказов, не различали ее от двух других закройщиц.» (глава 3 подглава IV)

Вера Павловна очень гордится тем, что мастерская так хорошо организована благодаря самим работницам. Она мечтает о том, чтобы вокруг появились другие такие же предприятия:

«А Вера Павловна чувствовала едва ли не самую приятную из всех своих радостей от мастерской, когда объясняла кому‑нибудь, что весь этот порядок устроен и держится самими девушками; этими объяснениями она старалась убедить саму себя в том, что ей хотелось думать: что мастерская могла бы идти без нее, что могут явиться совершенно самостоятельно другие такие же мастерские и даже почему же нет? вот было бы хорошо! – это было бы лучше всего! – даже без всякого руководства со стороны кого‑нибудь не из разряда швей, а исключительно мыслью и уменьем самих швей: это была самая любимая мечта Веры Павловны.» (глава 3 подглава IV)

Спустя 3 года, к 1855 г., в мастерской работает более 26 швей:

«Компания имела человек пятьдесят или больше народа: более двадцати швей, – только шесть не участвовали в прогулке, – три пожилые женщины, с десяток детей, матери, сестры и братья швей, три молодые человека, женихи…» (глава 3 подглава VI)

Судя по всему, к началу 1856 г. в мастерской работает уже 30 девушек:

«…Кирсанов самый деятельный ее помощник по мастерской. Там она занята распоряжениями, и у него тоже много дела: разве мало набирается у тридцати девушек справок и поручений, которые удобнее всего исполнить ему?» (глава 3 подглава XVI)

Вторая мастерская

В 1857 г., спустя полгода после свадьбы с Кирсановым, Вера Павловна открывает вторую швейную мастерскую в другой части города. Первую, «старую» мастерскую Вера оставляет в руках своей подруги Натальи Мерцаловой, которая отлично справляется практически без помощи Веры. Поэтому, чтобы не скучать, Вера Павловна открывает новую мастерскую:

«…она досыта наработалась в это утро, и уж давно так, и еще довольно долго будет так, что она будет иметь досыта работы по утрам: ведь она устраивает другую швейную в другом конце города. Вера Павловна Лопухова жила на Васильевском. Вера Павловна Кирсанова живет в Сергиевской улице, потому что мужу нужно иметь квартиру ближе к Выборгской стороне. Мерцалова очень хорошо пришлась по той швейной, которая была устроена на Васильевском, – да и натурально: ведь она и мастерская были уж очень хорошо знакомы между собою. Вера Павловна, возвратившись в Петербург, увидела, что если и нужно ей бывать в этой швейной, то разве изредка, ненадолго; что если она продолжает бывать там почти каждый день, то, собственно, потому только, что ее влечет туда ее привязанность, и что там встречает ее привязанность; может быть, на несколько времени еще и не вовсе бесполезны ее посещения, все‑таки Мерцалова еще находит иногда нужным советоваться с нею; но это берет так мало времени и бывает все реже; а скоро Мерцалова приобретет столько опытности, что вовсе перестанет нуждаться в Вере Павловне. Да, уж и в первое время по возвращении в Петербург Вера Павловна бывала в швейной на Васильевском больше, как любимая гостья, чем как необходимое лицо. Чем же заняться? – ясно, чем: надобно основать другую швейную, в своем новом соседстве, в другом конце города.» (глава 4 подглава IV)

Новая, вторая мастерская находится в переулке между Бассейной и Сергиевской улицами:

«И вот основывается новая мастерская в одном из переулков, идущих между Бассейною и Сергиевской.» (глава 4 подглава IV)

Открывать вторую мастерскую оказывается куда легче, так как и Вера Павловна, и работницы хорошо знают систему, по которой работает первая мастерская. Поэтому устройство нового предприятия идет в 10 раз быстрее, а проблем возникает втрое меньше:

«И вот основывается новая мастерская в одном из переулков, идущих между Бассейною и Сергиевской. С нею гораздо меньше хлопот, чем с прежнею: пять девушек, составившие основной штат, перешли сюда из прежней мастерской, где места их были заняты новыми; остальной штат набрался из хороших знакомых тех швей, которые работали в прежней мастерской. А это значит, что все было уже приготовлено более, чем на половину: цель и порядок швейной были хорошо известны всем членам компании, новые девушки прямо и поступали с тем желанием, чтобы с первого же раза было введено то устройство, которого так медленно достигала первая мастерская. О, теперь дело устройства идет в десять раз быстрее, чем тогда, и хлопот с ним втрое меньше. Но все‑таки много работы, и Вера Павловна устала ныне, как уставала и вчера, и третьего дня, как уставала уж месяца два, только еще два месяца…» (глава 4 подглава IV)

 

 

Магазин на Невском проспекте

Две мастерские Веры Павловны состоят в дружеских отношениях, делятся заказами, а также вместе ездят на прогулки за город:

«Хотя их компании были дружны, хотя часто одна компания принимала у себя в гостях другую, хотя часто они соединялись для поездок за город, но все‑таки мысль о солидарности счетов двух разных предприятий была мысль новая, которую надобно было долго и много разъяснять.» (глава 4 подглава XVII)

Ориентировочно в 1858 г. Вера Павловна и Наталья Мерцалова объединяет счета двух их мастерских в одну бухгалтерию. Это позволяет им наконец открыть магазин одежды на Невском проспекте. Магазин сначала получает название «Au bon travail. Magasin des Nouveautes», что означает «магазин, хорошо исполняющий заказы». Затем, вероятно, название меняют на «A la bonne foi». С открытием магазина дела развиваются быстрее и выгоднее:

«Через год новая мастерская уж совершенно устроилась, установилась. Обе мастерские были тесно связаны между собою, передавали одна другой заказы, когда одна была завалена ими, а другая имела время исполнить их. Между ними был текущий счет. Размер их средств был уже достаточен, чтобы они могли открыть магазин на Невском, если сблизятся между собою еще больше. Устроить это стоило довольно много хлопот Вере Павловне и Мерцаловой. Хотя их компании были дружны, хотя часто одна компания принимала у себя в гостях другую, хотя часто они соединялись для поездок за город, но все‑таки мысль о солидарности счетов двух разных предприятий была мысль новая, которую надобно было долго и много разъяснять. Однако же, выгода иметь на Невском свой магазин была очевидна, и после нескольких месяцев забот о слиянии двух счетоводств прихода в одно Вере Павловне и Мерцаловой удалось достичь этого. На Невском явилась новая вывеска: «Au bon travail. Magasin des Nouveautes». С открытием магазина дела стали развиваться быстрее прежнего и становились все выгоднее. Мерцалова и Вера Павловна уже мечтали в своих разговорах, что года через два вместо двух швейных будет четыре, пять, а там скоро и десять, и двадцать.» (глава 4 подглава XVII)

«Кирсанов исполнил желание; знакомство было приятное, был разговор о многом, между прочим, о магазине. Объяснил, что магазин открыт, собственно, с торговою целью; долго говорили о вывеске магазина, хорошо ли, что на вывеске написано travail. Кирсанов говорил, что travail значит труд, Au bon travail – магазин, хорошо исполняющий заказы; рассуждали о том, не лучше ли было бы заменить такой девиз фамилиею. Кирсанов стал говорить, что русская фамилия его жены наделает коммерческого убытка; наконец, придумал такое средство: его жену зовут «Вера» – по-французски вера – foi; если бы на вывеске можно было написать вместо Au bon travail – A la bonne foi, то не было ли бы достаточно этого? – Это бы имело самый невинный смысл – «добросовестный магазин», и имя хозяйки было бы на вывеске; рассудивши, увидели, что это можно. Кирсанов с особенным усердием обращал разговор на такие вопросы и вообще успевал в этом, так что возвратился домой очень довольный.»

«Но во всяком случае Мерцалова и Вера Павловна значительно поурезали крылья своим мечтам и стали заботиться о том, чтобы хотя удержаться на месте, а уж не о том, чтоб идти вперед.» (глава 4 подглава XVII)

Первая мастерская в августе 1860 г.

В 1860 г. две мастерские по-прежнему успешно работают. Как и раньше, первой, «старой» мастерской руководит Наталья Мерцалова, а второй – управляет Вера Павловна:

«Вещь, которую я хочу описать для тебя – швейная; собственно говоря, две швейные, обе устроенные по одному принципу…» (глава 4 подглава XVIII)

«…Вера Павловна повела меня в свою мастерскую, ту, которою она сама занимается (другую, которая была устроена прежде, взяла на себя одна из ее близких знакомых, тоже очень хорошая молодая дама)…» (Катерина Полозова о мастерских, глава 4 подглава XVIII)

К августу 1860 г. та старая мастерская и «общежитие» Веры Павловны занимают уже три квартиры, объединенные в одну. Всего в общей квартире 21 комната, в двух из этих комнат девушки работают, в двух других — отдыхают, а в остальных — живут. Квартира выглядит просторной и комфортной, обстановка и мебель в ней не самые бедные:

«Швейная мастерская, – что же такое увидела я, как ты думаешь? Мы остановились у подъезда, Вера Павловна повела меня по очень хорошей лестнице, знаешь, одной из тех лестниц, на которых нередко встречаются швейцары. Мы вошли на третий этаж, Вера Павловна позвонила, и я увидела себя в большом зале, с роялем, с порядочною мебелью, – словом, зал имел такой вид, как будто мы вошли в квартиру семейства, проживающего 4 или 5 тысяч рублей в год. – Это мастерская? И это одна из комнат, занимаемых швеями? «Да; это приемная комната и зал для вечерних собраний; пойдемте по тем комнатам, в которых, собственно, живут швеи, они теперь в рабочих комнатах, и мы никому не помешаем». – Вот что увидела я, обходя комнаты, и что пояснила мне Вера Павловна.

Помещение мастерской составилось из трех квартир, выходящих на одну площадку и обратившихся в одну квартиру, когда пробили двери из одной в другую. Квартиры эти прежде отдавались за 700, 550 и 425 руб. в год, всего за 1675 руб. Но отдавая все вместе по контракту на 5 лет, хозяин дома согласился уступить их за 1 250 руб. Всего в мастерской 21 комната, из них 2 очень большие, по 4 окна, одна служит приемною, другая – столовою; в двух других, тоже очень больших, работают; в остальных живут. Мы прошли 6 или 7 комнат, в которых живут девушки (я все говорю про первое мое посещение); меблировка этих комнат тоже очень порядочная, красного дерева или ореховая; в некоторых есть стоячие зеркала, в других – очень хорошие трюмо; много кресел, диванов хорошей работы. Мебель в разных комнатам разная, почти вся она постепенно покупалась по случаям, за дешевую цену. Эти комнаты, в которых живут, имеют такой вид, как в квартирах чиновничьих семейств средней руки, в семействах старых начальников отделения или молодых столоначальников, которые скоро будут начальниками отделения. В комнатах, которые побольше, живут три девушки, в одной даже четыре, в других по две.» (глава 4 подглава XVIII)

«Вместо бедности – довольство; вместо грязи – не только чистота, даже некоторая роскошь комнат…» (глава 4 подглава XVIII)

Всего в квартире-общежитии живет не менее 35 человек, в том числе дети работниц:

«А за столом было 37 человек (не считая меня, гостьи, и Веры Павловны), правда, в том числе нескольких детей.» (Катерина Полозова об обеде, глава 4 подглава XVIII)

Работницы мастерской одеты хорошо, а по их лицах видно, что они живут в комфортных условиях и довольстве:

«Мы вошли в рабочие комнаты, и девушки, занимавшиеся в них, тоже показались мне одеты как дочери, сестры, молодые жены этих чиновников: на одних были шелковые платья, из простеньких шелковых материй, на других барежевые, кисейные. Лица имели ту мягкость и нежность, которая развивается только от жизни в довольстве.» (глава 4 подглава XVIII)

Благодаря стараниям Веры Павловны девушки в мастерской получают неплохое образование. Степень развития девушки зависит от того, как давно она работает в мастерской:

«…вместо грубости – порядочная образованность…» (глава 4 подглава XVIII)

«Я тут же познакомилась с некоторыми из девушек; Вера Павловна сказала цель моего посещения: степень их развития была неодинакова; одни говорили уже совершенно языком образованного общества, были знакомы с литературою, как наши барышни, имели порядочные понятия и об истории, и о чужих землях, и обо всем, что составляет обыкновенный круг понятий барышень в нашем обществе; две были даже очень начитаны. Другие, не так давно поступившие в мастерскую, были менее развиты, но все‑таки с каждою из них можно было говорить, как с девушкою, уже имеющею некоторое образование. Вообще степень развития соразмерна тому, как давно которая из них живет в мастерской.» (глава 4 подглава XVIII)

Мастерская Веры Павловны похожа не на предприятие, а на квартиру небедного чиновника или бедного помещика:

«Вот какое было общее впечатление моего первого посещения. Мне сказали, и я знала, что я буду в мастерской, в которой живут швеи, что мне покажут комнаты швей; что я буду видеть швей, что я буду сидеть за обедом швей; вместо того я видела квартиры людей не бедного состояния, соединенные в одно помещение, видела девушек среднего чиновничьего или бедного помещичьего круга, была за обедом, небогатым, но удовлетворительным для меня; – что ж это такое? и как же это возможно?» (глава 4 подглава XVIII)

«Вместо бедности – довольство; вместо грязи – не только чистота, даже некоторая роскошь комнат; вместо грубости – порядочная образованность; все это происходит от двух причин: с одной стороны, увеличивается доход швей, с другой – достигается очень большая экономия в их расходах.» (глава 4 подглава XVIII)

Так как работницы заинтересованы в прибыли, они бережнее относятся к материалу и времени, так что работа движется быстрее, а расходов становится меньше:

«Ты понимаешь, отчего они получают больше дохода: они работают на свой собственный счет, они сами хозяйки; потому они получают ту долю, которая оставалась бы в прибыли у хозяйки магазина. Но это не все: работая в свою собственную пользу и на свой счет, они гораздо бережливее и на материал работы и на время: работа идет быстрее, и расходов на нее меньше.» (глава 4 подглава XVIII)

«…они бережливы на материал; в этом очень большая пропорция сбережения, я думаю наполовину…» (глава 4 подглава XVIII)

«Но они получают еще больше: работая в свою пользу, они трудятся усерднее, потому успешнее, быстрее; положим, когда, при обыкновенном плохом усердии, они успели бы сделать 5 вещей, в нашем примере 5 платьев, они теперь успевают сделать 6…» (глава 4 подглава XVIII)

Работницы мастерской, как и прежде, покупают все вещи оптом, что позволяет им экономить деньги, не экономя на качестве:

«Понятно, что и в расходах на их жизнь много сбережений. Они покупают все большими количествами, расплачиваются наличными деньгами, поэтому вещи достаются им дешевле, чем при покупке в долг и по мелочи; вещи выбираются внимательно, с знанием толку в них, со справками, поэтому все покупается не только дешевле, но и лучше, нежели вообще приходится покупать бедным людям.» (глава 4 подглава XVIII)

Работницы мастерской отлично питаются. В квартире есть общая столовая, в которой питаются все живущие здесь девушки. На кухне работают родственницы двух девушек — две старушки. В итоге вкусный обед обходится каждой работнице гораздо дешевле, чем если бы она обедала где-то в трактире:

«Жалованье двум старушкам, родственницам двух швей, вот и весь расход по содержанию их кухонного штата.» (глава 4 подглава XVIII)

«Вера Павловна занималась делами, иногда подходила ко мне, а я говорила с девушками, и таким образом мы дождались обеда. Он состоит, по будням, из трех блюд. В тот день был рисовый суп, разварная рыба и телятина. После обеда на столе явились чай и кофе. Обед был настолько хорош, что я поела со вкусом и не почла бы большим лишением жить на таком обеде.

А ты знаешь, что мой отец и теперь имеет хорошего повара.» (глава 4 подглава XVIII)

Все товары и продукты для мастерской по-прежнему закупается оптом, что позволяет экономить много денег:

«Тут выгода двойная, как вы знаете: во-первых, оттого, что все покупается оптом; положим, от этого выигрывается третья доля, вещи, которые при мелочной покупке и долгах обошлись бы в З р., обходятся в 2 руб. На самом деле, выгода больше: возьмем в пример квартиру…» (глава 4 подглава XVIII)

Благодаря Вере Павловне и ее современному подходу к делу работницы ее мастерской получают в два раза больше и тратят в два раза меньше. В итоге их уровень жизни в разы лучше, чем у работниц других, обычных мастерских:

«При нашем порядке точно такая же пропорция, если не больше: при нем получается вдвое больше дохода, и доход употребляется вдвое выгоднее. Удивительно ли, что вы нашли жизнь наших швей вовсе непохожею на ту, какую ведут швеи при обыкновенном порядке?» (глава 4 подглава XVIII)

В 1860 г. Вера Павловна знакомится с девушкой по имени Катерина Полозова, которая становится ее подругой и коллегой. Сначала Катерина помогает Вере с ее двумя мастерскими, а затем Вера помогает ей открыть собственную. Когда Вера Павловна решает стать медиком, Катерина заменяет ее в двух ее мастерских. В результате Катерина Полозова управляет сразу тремя швейными мастерскими:

«Что еще? Швейные, продолжая сживаться, продолжают существовать; их теперь уж три; Катерина Васильевна давно устроила свою; теперь много заменяет Веру Павловну в ее швейной, а скоро и вовсе должна будет заменить потому что в нынешнем году Вера Павловна, – простите ее, – действительно, будет держать экзамен на медика, и тогда ей уж вовсе некогда будет заниматься швейною.» (глава 5 подглава XXII)

 

Такова история основания мастерской Веры Павловны в романе , этапы развития предприятия и т.д.

— Краткое содержание по главам романа «Что делать?»— Все материалы по роману «Что делать?»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий