Темы, проблемы и идеи комедии «Недоросль», проблематика пьесы

Темы, проблемы и идеи комедии "Недоросль", проблематика пьесы
«Недоросль» Фонвизина.
Художник Д. Дубинский

Комедия «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы конца XVIII века.
Ниже представлен анализ основных тем, проблем и идей комедии «Недоросль» Фонвизина.
В статье представлены фрагменты из публикаций критиков.

 

Темы, проблемы и идеи комедии «Недоросль» Фонвизина

П. А. Вяземский:

«В комедии «Недоросль» автор имел … цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными.»
(П. А. Вяземский «Фон-Визин», 1830 г.)

В. Острогорский:

«… «Недоросль», справедливо считающийся первой русской комедией. Здесь, с одной стороны, выставлено поразительное невежество в виде воспитания Митрофанушки, с другой — безобразия крепостного права, в лице Простаковой, Скотинина, Еремеевны и Тришки. <…>

Уважение к себе и людям, какого бы звания они ни были, стремление к истинному просвещению ума и, больше всего, сердца, — вот к чему, по мнению писателя, должен человек стремиться. По этим прекрасным мыслям Фонвизин справедливо причисляется к лучшим людям екатериниского века.»

(В. Острогорский: «Двадцать биографий образцовых русских писателей», сост. Виктор Острогорский, Санкт-Петербург, 1890 г.)

Г. П. Макогоненко:

«…«Недоросль» — центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века… <…>

Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправно крепостных — становится темой комедии. В драматическом сочинении тема с особой силой убедительности раскрывается в развитии сюжета, в действии, в борьбе. Единственным драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.

В комедии Фонвизин показывает пагубные следствия рабовладения, которые должны подтвердить зрителю моральную правоту Правдина, необходимость борьбы со Скотиниными и Простаковыми. Следствия же рабства воистину ужасны.

Крестьяне Простаковых разорены вконец. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Рабство превращает крестьян в холопов, начисто убивая в них все человеческие черты, все достоинство личности. С особой силой проступает это в дворовых. Фонвизин создал образ огромной силы — рабы Еремеевны. Старая женщина, нянька Митрофана, она живет жизнью собаки: оскорбления, пинки и побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». Надругательства, поношения и унижения сделали из Еремеевны холопа, цепного пса своей госпожи, который униженно лижет руку побившего ее хозяина.

Но рабство развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово заявляет: русские помещики превращаются в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, становятся жестокими палачами окружающих их людей, всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. <…> Рабовладельцы превратили не только своих крестьян в «тяглый скот», но и сами стали гнусными и презренными скотами.

 

В лице Правдина и Стародума впервые на сцене появились положительные герои, которые действуют, осуществляя свои идеалы на практике. Кто же такие Правдин и Стародум, отважно ведущие борьбу с крепостниками Простаковыми и Скотининым? Почему они оказались способными вмешаться не только в ход действия комедии, но, в сущности, и в политическую жизнь самодержавного государства?

Как произведение народное, комедия «Недоросль», естественно, отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Бесправие русских крепостных, низведенных до положения рабов, отданных в полное владение помещикам, с особой силой проявилось именно в 80-е годы. Полный, безграничный, чудовищный по разнузданности произвол помещиков не мог не вызвать в среде передового дворянства чувства протеста. <…>

Второй темой «Недоросля» и явилась борьба дворянских просветителей с рабовладельцами и деспотическим правительством Екатерины II после разгрома пугачевского восстания. <…>

…Стародум, политический деятель, уже понявший, что вера в Екатерину не только наивна, но и губительна…

Фонвизин заставляет Стародума разъяснять…, что вера в Екатерину бессмысленна, что легенда о ее просвещенном правлении лжива, что Екатерина утвердила деспотический образ правления, что именно благодаря ее политике может процветать в России рабство, могут хозяйничать жестокие Скотинины и Простаковы. <…>

Именно эта политическая мысль была положена в основание «Недоросля», — в преступлениях Скотининых и Простаковых виновата Екатерина. Вот почему борьбу с Простаковыми ведут частные люди, а не правительство (то обстоятельство, что Правдин служит, не меняет дела, так как он действует по своим убеждениям, а не по приказам начальства). Екатерининское же правительство благословляет крепостническую политику распоясавшихся дворян…»
(По материалам статьи Г. П. Макогоненко «Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина» («Собрание сочинений Фонвизина в двух томах», 1959 г., том 1).

А. Кокорев:

«…«Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Фонвизина… В своей комедии Фонвизин отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Фонвизин дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

(А. Кокорев, «А. Фонвизин // Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929—1939 гг.)

Это был анализ основных тем, проблем и идей комедии «Недоросль» Фонвизина — выдающегося произведения русской литературы времен Екатерины II.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий