Агафья Пшеницына и Илья Обломов. Художник П. Н. Пинкесевич |
Агафья Матвеевна Пшеницына является одним из наиболее светлых и трогательных персонажей знаменитого романа «Обломов» Гончарова.
Ниже представлена цитатная характеристика Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов«: описание внешности и характера героини, ее дома, хозяйства и т.д.
— Все статьи об Агафье Пшеницыной
— Все материалы о романе «Обломов»
Характеристика Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»
Агафья Пшеницына является хозяйкой дома, в котором главный герой романа Илья Обломов снимает жилье.
Полное имя героини – Агафья Матвеевна Пшеницына. Ее девичья фамилия – Мухоярова (такую фамилию носит ее родной брат):
«Славная баба Агафья Матвевна!..» (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
Возраст Агафьи – около 30 лет:
«Ей было лет тридцать…» (часть 3 глава II)
Агафья Пшеницына является вдовой с двумя детьми. У нее есть 8-летний сын Ваня и 6-летняя дочь Маша:
«…вдова, с двумя детьми…» (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
«…ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын…» (часть 4 глава I)
«…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…» (Агафья о себе, часть 3 глава II)
«Иногда придет к нему Маша, хозяйская девочка… <…> или зазовет он к себе Ваню, ее сына…» (часть 3 глава IV)
Агафья, ее двое детей и брат господин Мухояров живут в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге:
«…в переулок, на Выборгскую сторону…» (часть 2 глава V)
«…будочник указал на старый домик на дворе…» (часть 3 глава II)
Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной
Госпожа Пшеницына является бедной женщиной. Чтобы прокормить семью, она сдает часть дома жильцам (в частности Обломову), а также разводит кур на продажу и продает яйца:
«Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.» (Мухояров о сестре, часть 3 глава III)
«Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она…» (часть 3 глава II)
Судя по всему, Агафья является дворянкой, «барыней». Вероятно, дворянский титул достался ей от покойного мужа, а сама она по происхождению дворянкой не была. Так, господин Тарантьев называет свою куму Агафью «благородной женщиной», что обычно означало принадлежность к дворянству (благородному сословию). Также Обломов называет Агафью «барыней», что опять же указывает на ее статус дворянки:
«…ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины…» (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
«Сама барыня на рынок ходит!..» (Обломов об Агафье, часть 3 глава IV)
Агафья называет себя и своих детей «замарашками», судя по всему, имея в виду свое недворянское происхождение:
«Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле…» (часть 4 глава X)
Агафья Пшеницына является свежей, здоровой женщиной:
«Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей…» (часть 3 глава IV)
У нее приятное лицо:
«У ней простое, но приятное лицо…» (часть 3 глава II)
«Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами…» (часть 3 глава II)
«…соколиными очами, без бровей…» (часть 3 глава IV)
«…круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек…» (часть 4 глава V)
У Агафьи серые глаза:
«Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…» (часть 3 глава II)
У нее полное белое тело:
«…женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную…» (часть 3 глава II)
«Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности…» (часть 3 глава II)
«…спросил Обломов, глядя, чрез распахнувшийся платок, на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь.» (часть 3 глава II)
У нее белые, красивые, но жесткие руки, судя по всему, от постоянной работы по дому:
«…руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…» (часть 3 глава II)
«…чистыми, белыми руками и с голыми локтями…» (часть 4 глава I)
«Как у вас хороши руки, – вдруг сказал Обломов, – можно хоть сейчас нарисовать…» (часть 3 глава IV)
У Агафьи всегда открыты локти, об этом неоднократно говорится в тексте. Сама она поясняет, что с открытыми руками ей удобнее работать по дому. Открытые локти героини являются своеобразным символом ее трудолюбия:
«Неловко с рукавами, – оправдывалась она, – нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь…» (часть 3 глава IV)
«Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти…» (часть 3 глава III)
«…Обломов любовался ее полными, круглыми локтями…» (часть 3 глава IV)
Будучи небогатой женщиной, Агафья носит простую, недорогую одежду:
«Обломов пожелал ее видеть, она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом.» (часть 3 глава II)
«Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношенно…» (ее домашнее платье, часть 3 глава II)
«…продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде: с голыми локтями, и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой…» (часть 4 глава V)
«У хозяйки завелся большой шкаф с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка – представьте, из Морской!..» (цитата о том, как у Агафьи появляются более дорогие платья, когда у Обломова вновь появляются деньги после аферы Мухоярова и Тарантьева, часть 4 глава IX)
У нее плавные, ровные движения и голос:
«…ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко… потом она встанет, не суетясь…» (часть 4 глава I)
«Она по-прежнему не ходит, а будто плавает, от шкафа к кухне, от кухни к кладовой, и мерно, неторопливо отдает приказания с полным сознанием того, что делает…» (часть 4 глава IX)
Агафья Пшеницына – добрая женщина:
«…должно быть, добрая женщина!..» (мысли Обломова, часть 3 глава II)
«Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…» (часть 3 глава VI)
Она является славной женщиной, по словам Обломова:
«Славная баба Агафья Матвевна!..» (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
Агафья Пшеницына – женщина-клад, по словам ее кума Тарантьева:
«Я пристроил тебя здесь, нашел женщину-клад…» (Тарантьев об Агафье, часть 4 глава VII)
Она является спокойной женщиной. Ей несвойственно беспокойство:
«Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…» (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
«…с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка…» (часть 3 глава II)
«…она строго, но с спокойствием и достоинством сделает замечание Акулине и забудет…» (часть 4 глава I)
«…он знал, что лишь только он проснется, чай ему готов, и даже в ту самую минуту, как проснется. И главное, все это делалось покойно…» (часть 4 глава I)
Ее манера разговора отличается монотонностью:
«Нету братца-то, – монотонно говорила она, – нейдут они что-то…» (Агафья о брате, часть 3 глава II)
«…не видать, – сказала она монотонно, глядя на забор…» (часть 3 глава II)
Она является кроткой женщиной:
«…она, такая добрая и кроткая…» (автор о ней, часть 4 глава I)
«Мой, – коротко отвечала она…» (часть 3 глава II)
Агафья – робкая, застенчивая женщина:
«Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…» (часть 3 глава II)
«Сама Агафья Матвеевна не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит…» (часть 4 глава I)
Агафья Пшеницына – трудолюбивая, живая, бодрая, энергичная женщина. Она с утра до вечера занята домашними делами:
«А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…» (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
«Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет и уже не церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь полуотворенную дверь, только усмехнется и опять заботливо толчет, гладит и трет на большом столе.» (часть 3 глава IV)
«…опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком…» (часть 4 глава I)
«…в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах…» (часть 4 глава I)
«Вечно заняты! – сказал он, входя к хозяйке…» (часть 4 глава I)
Она всегда находит себе работу по дому, она не привыкла ничего не делать:
«– А когда нет работы, что ж вы делаете?
– Как нет работы? Работа всегда есть, – сказала она, – утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин.» (часть 3 глава IV)
«…она не села; это было не в ее привычках: она вечно на ногах, вечно в заботе и в движении…» (часть 3 глава VI)
Энергичная Агафья никогда не отдыхает, по ее собственным словам:
«– Ужели же вы никогда не отдыхаете?
– Ей-богу, правда!» (часть 3 глава IV)
Госпожа Пшеницына – простая женщина, по мнению Обломова:
«Какая она… простая, – подумал Обломов…» (часть 3 глава III)
«Она простодушно усмехнулась…» (часть 3 глава II)
Агафья является малообразованной женщиной. Она с трудом пишет по-русски, то есть пишет криво и косо. По ее собственным словам, она совсем отвыкла писать:
«Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать… она подписала криво, косо и крупно…» (часть 4 глава V)
«– Писать-то я отвыкла совсем.» (часть 4 глава VI)
Судя по всему, малограмотная Агафья не читает книг:
«…– А читаете что-нибудь?
Она поглядела на него тупо и молчала…» (часть 3 глава IV)
Агафья Пшеницына является ограниченной, «тупой» женщиной. Ее собственный брат Мухояров сравнивает ее с коровой, которая не реагирует ни на положительные, ни на отрицательные события. Однако эта тупость пропадает, когда Агафья говорит о знакомом ей предмете. В остальных случаях она отвечает на вопросы усмешкой и молчанием:
«Она тупо выслушала и тупо задумалась…» (часть 3 глава II)
«…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием.» (часть 3 глава II)
«Она тупо слушала, ровно мигая глазами…» (часть 3 глава II)
«– Разве умеет свои выгоды соблюсти? Корова, сущая корова: ее хоть ударь, хоть обними – все ухмыляется, как лошадь на овес. Другая бы… ой-ой!..» (Мухояров о своей сестре, часть 3 глава X)
Ее брат Мухояров прямо называет Агафью «дурой» за ее ограниченный ум. Андрей Штольц при первой встрече видит в ней «дуру или плутовку»:
«– Сестра – дура: что с ней будешь делать?» (Мухояров о своей сестре Агафье, часть 4 глава I)
««Что она, дура или плутовка?» – подумал Штольц.» (часть 4 глава VI)
Глуповатая Агафья является доверчивой женщиной. Так например, она слепо доверяет своему брату-аферисту и по его просьбе подписывает бумаги, которые в итоге вредят и ей, и Обломову:
«…Агафья Матвеевна подписала такое же письмо на имя братца, не подозревая, что такое и зачем она подписывает…» (часть 4 глава V)
Агафья – бескорыстная женщина. Она не умеет преследовать свои интересы, «соблюсти свою выгоды», по словам ее брата:
«Разве умеет свои выгоды соблюсти?..» (часть 3 глава X)
Простая и ограниченная Агафья никогда не копается в себе и не пытается разобраться в своих чувствах. Так например, она не сразу понимает, что влюблена в Обломова:
«Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя…» (часть 4 глава I)
«И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.» (о чувствах к Обломову, часть 4 глава I)
Ей не свойственно задумываться над чем-либо. Никто никогда не видел ее задумчивой:
«…ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей…» (часть 4 глава I)
У нее узкий кругозор, ее интересует только хозяйство:
«А здесь с кем болтать? С хозяйкой только и разговору, что о хозяйстве…» (часть 3 глава IV)
Она редко бывает в гостях, в театре и т.д. В основном она все время проводит дома. Для нее приготовить ужин оказывается важнее, чем побывать в театре:
«Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома… Ей-богу, правда…» (Агафья о себе, часть 3 глава II)
«…– И в театре не бываете?
– […] Когда мне? А ужин как? – спросила она…» (часть 3 глава IV)
Агафья Пшеницына является чудесной хозяйкой, «царицей» на своей кухне:
«…как Агафья Матвеевна царствует в кухне…» (часть 3 глава IV)
«Этот практический урок в другое время пролетел бы над гениальной хозяйкой, не коснувшись ее головы…» (автор об Агафье, часть 4 глава V)
«Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…» (мнение Обломова, часть 3 глава VI)
«– Вам бы замуж надо выйти, – сказал Обломов, – вы славная хозяйка.» (часть 3 глава IV)
Агафья – проворная, энергичная хозяйка. Она проворно мелет кофе, проворно шьет:
«….заботливо принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах…» (часть 3 глава IV)
«Что это как у вас проворно ходит игла мимо носа, Агафья Матвеевна!..» (часть 4 глава I)
Уставая каждый день от домашних дел, Агафья крепко спит до 6 утра, так что ее трудно разбудить:
«…она ложится – и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов…» (часть 4 глава I)
Хозяйственная Агафья вкусно готовит. По мнению Захара, слуги Обломова, ее пироги не хуже обломовских:
«Пирог не хуже наших обломовских, – заметил Захар, – с цыплятами и с свежими грибами…» (часть 3 глава III)
«Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые…» (часть 3 глава IV)
«Обед являлся вкусный и чисто поданный…» (часть 4 глава V)
Она готовит сама, даже когда у нее есть возможность поручить это прислуге:
«Хозяйка сама все на кухне. Пирог-то они с Анисьей вдвоем испекли…» (Захар об Агафье, часть 3 глава III)
«Я еще в будничном платье, все на кухне была. Сейчас оденусь…» (Агафья о себе, часть 3 глава III)
Агафья любит чистоту и порядок в доме. Она тоже чистоплотна в своей одежде. Так, она носит чистую нижнюю юбку и чистые чулки, даже если их почти не видно под платьем:
«…никто тебя не тронет; ни шуму, ни гаму, чисто, опрятно…» (часть 1 глава IV)
«В прочих комнатах везде было светло, чисто и свежо…» (часть 4 глава IX)
«…когда она нагибалась, видны были чистая юбка, чистые чулки…» (часть 3 глава III)
Когда Обломов начинает снимать у Агафьи жилье, она окружает его такой заботой, какую дает не каждая жена. Она создает своему жильцу такой уют и комфорт, каким его окружали его родители в Обломовке. Агафья ухаживает за Обломовым и лелеет его, как драгоценное растение:
«За другим жена так не смотрит – ей богу!..» (Обломов об Агафье, часть 4 глава VI)
«Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.» (об Агафье и Обломове, часть 4 глава I)
Со временем Агафья влюбляется в своего жильца Обломова. До встречи с ним она никогда не была влюблена, она не любила своего покойного мужа Пшеницына. Илья Обломов становится первой и единственной любовью в жизни Агафьи:
«…не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло…» (часть 4 глава I)
Смотрите: История отношений Обломова и Агафьи
Простая Агафья любит Обломова таким, какой он есть, и не пытается изменить его в отличие от Ольги Ильинской, которая пыталась переделать Обломова:
«…полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку…» (часть 4 глава I)
«За что или отчего полюбила она его именно, отчего, не любя, вышла замуж, не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?» (часть 4 глава I)
«Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому.» (часть 4 глава X)
Со временем Илья Обломов женится на Агафье. У супругов рождается сын Андрюша:
«Жена! – покойно произнес Обломов…» (часть 4 глава IX)
«А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!…» (часть 4 глава IX)
Спустя несколько лет Обломов умирает от очередного инсульта, вызванного малоподвижным образом жизни. Несчастная Агафья долго не может прийти в себя. Она чувствует, что ее жизнь в каком-то смысле закончилась со смертью Обломова:
«С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем.» (часть 4 глава X)
«– А ваша хозяйка все плачет по муже, – говорил кухарке лавочник на рынке, у которого брали в дом провизию.
– Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова.
– Все еще убивается! – говорили в доме братца.» (часть 4 глава X)
После смерти Обломов Агафья отдает их общего сына Андрюшу на воспитание Андрею Штольцу. Женщина считает, что в семье у Ольги и Штольца мальчик будет жить в более достойных условиях и получит лучшее воспитание. Агафья могла бы жить у Штольцев в деревне вместе с Андрюшей, но женщина решает остаться в своем доме на Выборгской стороне, где она привыкла жить. Таким образом, она видит сына только зимой, когда Штольцы приезжают на зимовку в Петербург:
«Поэтому она беспрекословно, даже с некоторою радостью, согласилась на предложение Штольца взять его на воспитание, полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными ее племянниками, детками братца.» (часть 4 глава X)
Это была характеристика Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера, ее дома и хозяйства в цитатах.