Критика о повести «Детство» Горького, отзывы современников писателя

Критика о повести "Детство" Горького, отзывы современников писателя
Бабушка Алеши.
Кадр из фильма «Детство Горького» 1938 г.

Повесть «Детство» — всемирно известное автобиографическое произведение Горького.

В этой статье представлена критика о повести «Детство» Горького: отзывы критиков, писателей, поэтов — современников писателя.

— Краткое содержание повести «Детство»
— Все материалы по повести «Детство»

 

 

 

Критика о повести «Детство» Горького

Поэт Д. Н. Семеновский:
«…Ваше «Детство» прекрасно, я благоговею пред ним. Как рельефны и выпуклы лица, сколько поэзии, бабушка — прелесть…»
(письмо Д. Н. Семеновского к М. Горькому, сентябрь (октябрь) 1913 г.)

Литератор П. X. Максимов:
«..«Детство» — очень хорошо, замечательно, искусно. Просто замечательно картинно и выразительно, искренне…»
(письмо П. X. Максимова к М. Горькому, 22 сентября (5 октября) 1913 г.)

Писатель М. М. Пришвин:
«..«Детство» — очень хорошая книга, но это все-таки половина того, что нужно: не хватает в ней самого мальчика Пешкова. Посоветую Вам, когда будете хорошо издавать свои книги, дайте каждой главе свое название. Моими любимыми тогда будут «Два бога» (бабушкин и дедушкин) и еще «Хорошее дело». В этих главах, мне так показалось, хотя и пишете о других, но ближе подходите к Пешкову […] книга Ваша хорошая, совестливая…»
(письмо М. М. Пришвина к М. Горькому, 4 (17) июня 1915 г.)

Писатель Федор Сологуб:
«…Каким Горький уехал, таким и вернулся. Талант — топор, как было сказано о Некрасове. Рубит фигуры из слов, как Ерьзя из мрамора. <…> Читаешь и досадуешь. Невольно вспоминаешь благоуханное детство Льва Толстого. По контрасту. Такое злое и грубое это детство. Дерутся, бьют, порют […] Какой-то сплошной садизм, психологически совсем не объясненный. Не видим, какая душевная сила движет людей к совершению неистовств. Но ткань рассказа все же так добротна, что невольно следишь за нею. Всё ждешь, что в темные, узкие души этих людей прольется свет творящего искусства, и мы поймем, почему…»
(«Дневники писателей», 1914, № 1)

Критик А. Гвоздев в журнале «Северные записки»:
«…кошмарные сцены людской жестокости давят и теснят воображение автора…»
(«Северные записки», 1916, № 2)

 

 

Отзыв в журнале «Вестник Европы»:
«…книга будет читаться долго и как автобиография и как бытовые правдивые картины широкой полосы простонародной жизни…»
(отзыв неизвестного автора в журнале «Вестник Европы», 1915, № 1)

Писатель М. Неведомский:
«…Автор в своем добром по тону повествовании […] не упускает из виду этих крупиц «положительных человеческих влияний»: он тщательно, как цветной бисер, подбирает их и нанизывает на черную нить своего рассказа…»
(«Голос минувшего», 1916, № 3)

Писательница и критик Е. Колтоновская:
«…«Детство» написано в необычном для Горького, сдержанном, местами как будто суховатом тоне, без всякой «приподнятости» и романтической экзальтации […] Вместо прежнего претенциозного: «Человек, это звучит гордо» — здесь безыскусственный, но зато убедительный «бабкин» оптимизм — любовь к жизни и вера в человека…» («Речь», 1915, № 141)

Поэт и критик К. И. Чуковский:
«…Не только как произведение искусства, но и как биография Горького, как комментарий ко всему его творчеству — она драгоценна для нас…» (статья «Утешеньишко людишкам», «Речь», 1915, № 189)
«…Но в том-то и чудо», что от этой страшной повести о страшном «словно сияние идет, вся она воплощенное «радуйтесь», и хотя в ней столько проклятий и ран, это — самая веселая, мажорно-счастливая книга изо всех за десятки лет […] Горький еще никогда не писал такой воздушно-очаровательной повести. Это лучшее изо всего, что им создано» («Речь», 1915, № 182).

Поэт и критик Александр Блок:
«…Прочтите «Детство» Горького — независимо от всяких его анкет, публицистических статей и прочего. Какая у него бабушка!..»
(А. Блок — П. С. Сухотину от 22 февраля 1916 г.)

Писатель А. Ширванзаде:
«…На мой взгляд, вся книга есть символ русской народной жизни, ее угнетенности, и не только одного русского народа, но и всех народов вообще. Посмотрите, ведь я не русский, а армянин, родившийся и живший вдали от русской жизни, а между тем всё описанное Вами так родственно, как жизнь того народа, от которого я происхожу. И, поверьте, то же самое скажет Вам и французский, и английский, и иной другой писатель, вышедший из народа или знающий жизнь своего народа. В этой общечеловечности главное достоинство Вашей великой книги…»
(А. Ширванзаде — М. Горькому, 26 января (8 февраля) 1916 г.)

Большевистский журнал «Вопросы страхования»:
«…И действительно, кто сколько-нибудь знаком с мелкой мещанской ремесленной или пролетарской средой, того не удивишь такими кошмарами жизни…»
«…Прошли годы, и из маленького Алеши Пешкова вырос большой писатель-художник, как вырастают из темной рабочей среды новые пролетарские писатели и поэты […] Только при новых, лучших условиях существования, когда пролетарские дети, эти «цветы жизни» и надежда будущего, будут не гибнуть, а всесторонне развиваться, пролетарское искусство даст богатые всходы и расцветет пышным цветом…»
(статья «Горькое детство», журнал «Вопросы страхования», 1915, № 8)

Итальянский критик и писатель М. Пуччини:
«…эпопея «Дело Артамоновых» и эпическое «Детство» кажутся мне не менее чудесными, чем «Карамазовы» и «Воскресение»..»
(М. Пуччини — М. Горькому, 30 ноября 1927 г.)

Шведская писательница Сельма Лагерлёф:
«…В день шестидесятилетия Максима Горького я хочу,— прежде всего,— поблагодарить писателя за изображение его бабушки, старой женщины с пышными волосами и кротким сердцем, рассказчицы прекрасных легенд,— за самый очаровательный из многих чудесных образов русских женщин, какие я встречала в мировой литературе…»
(Сельма Лагерлёф — М. Горькому, март 1928 г.)

Это была избранная критика о повести «Детство» Горького: отзывы критиков, писателей, поэтов — современников Горького.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий