Фамусов иЧацкий. Художник М. Башилов |
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» — это настоящая галерея живых ярких образов.
В этой статье представлено описание фамусовского общества в комедии «Горе от ума» Грибоедова: характеристика московского общества и его типичных представителей.
Статья содержит фрагмент из книги С. Бураковского ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся» (1891 г.).
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» Грибоедова
«Комедия «Горе от ума» прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.
По своему общественному положению Фамусов — богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и тому подобных предметах. Так же смотрел на службу и Фамусов, и поэтому он боится, чтобы не накопилось много бумаг, говоря Молчалину:
«…А у меня, что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой…»
Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.
В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными — вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить.
Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, «сгибался в перегиб» и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.
Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу:
«…При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку!..»
Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.
Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.
Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.
Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:
«…набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле?..» <…>
Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы:
«…Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених…»
«Кто беден, тот тебе не пара», замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.
Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.
Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.
К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.
По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.
Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости — вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:
«…Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья…»
И Молчалин старается беспрекословно применять к делу отцовское наставление: не чувствуя никакого расположения к Софье, он ухаживает за ней только потому, что она дочь его начальника; гладит собачку Хлестовой, играет с этой старухой в карты в надежде на то, что при случае она замолвит за него словечко близким ей влиятельным особам.
Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: он отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин — это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость.
Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:
«…И золотой мешок, и метит в генералы…» <…>
И действительно, глупость — особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.
Фамусов в одном месте комедии говорит:
«…Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед…»
И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. … Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других.
Недавно бодрый и живой человек, Горич теперь, по выражению Чацкого:
«…Муж‑мальчик, муж‑слуга, из жениных пажей…»,
то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.
Загорецкий — шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их … найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы.
Для Загорецкого не существует понятия о чести о благородстве; он, например, ничуть не смущается, когда Горич рекомендует его как плута, сплетника и шулера… Комизм характера Загорецкого выражается, между прочим, и в том еще, что в беседе с Репетиловым … он выставляет себя ужасным либералом, много пострадавшим за прямоту и смелость своих мнений и взглядов.
В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью. <…>
Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова… . Репетилов — кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается… В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то «секретнейшему союзу», в котором, по его словам, принимает участие «сок умной молодежи».
Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне… <…> Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.
Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни…
Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.
Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. <…> На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.
Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды…
Характерна, например, Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие — это сплетня. Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными:
«…От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку…» <…>
Княгиня Тугоуховская ездит по балам, чтобы ловить женихов для своих шести дочерей. Завидев Чацкого, она приказывает глухому мужу звать его к себе на вечер, но когда узнает, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, то кричит:
«…Князь, князь! Назад!..»
А княжны, как только встречаются с Натальей Дмитриевной, так и начинают болтать о нарядах.
Весьма типична графиня бабушка. Это еле дышащая, ветхая, глухая старушка… тем не менее она приезжает к Фамусову на вечер ради своей внучки, старой девы, которая, однако, потеряла уже надежду иметь жениха и находит утешение только в том, что вымещает свою злобу на знакомых девицах помоложе ее.
Светская пустота в соединении с приторной сентиментальностью прекрасно олицетворяются в личности Натальи Дмитриевны Горич. По наружности это очень добрая и милая особа; она внимательна к своему мужу, заботится о его здоровье, умоляет его отойти подальше от двери, чтобы не простудиться, и называет его не иначе как «мой прелестный муж». В действительности Наталья Дмитриевна воплощенное лицемерие: она помыкает своим мужем, заставляет его ради собственного удовольствия дежурить за полночь, пускаться по команде в пляс и мало того, ставит его даже ниже лакея.
Все указанные выше женские типы относятся к разряду второстепенных, главным же лицом, героиней всего произведения является дочь Фамусова Софья. Многие черты этого характера объясняются с одной стороны ненормальным воспитанием, которое получали девицы в то время, с другой — дурным примером среды, в которой им приходилось жить.
Французские книжки сентиментального направления, фортепиано, танцы и стихи — вот какого рода предметы полагались в основу женского образования в те времена. Отцы и матери не могли или … не находили досуга сами заниматься воспитанием своих дочерей и всю заботу об этом возлагали на наемных гувернанток, которых прекрасно характеризует … мадам Розье… Само собой разумеется, что подобного рода воспитание не могло иметь хорошего влияния. <…>
… Софья, хотя она далеко выше и по уму и сердцу других женщин своего круга, должна была подвергнуться влиянию тех же условий жизни. Лишившись матери и находясь на попечении отца, который тяготился взрослой дочерью… Софья воспитывается под надзором наемной француженки, не имевшей, разумеется, никакого призвания в педагогической деятельности.
Единственным средством для умственного развития Софьи были сентиментальные французские романы, из которых она и почерпала свои воззрения на жизнь и людей; но эти романы не давали ей никаких положительных знаний, ни учились ее мыслить, а, напротив… возбуждали праздную мечтательность.
…Вот ее выбор падает на Молчалина. Увлекшись им, Софья в своей слепоте не замечает вовсе, насколько нравственно низок любимый ею человек; напротив, она находится в нем большие достоинства, которые ей нравятся: застенчивость, робость, редкое смирение. <…> Софья, без сомнения, ошиблась в своей любви… Заблуждения Софьи — это плоды влияния окружающей ее среды, где… господствовали ложь и отсутствие всякого намека на идеи и убеждения. По природе своей Софья стоит неизмеримо выше других женщин.
Наивны, без сомнения, ее отношения к Молчалину, но в любви ее к этому человеку много искренности. Ей нельзя также отказать и в уме, по крайней мере, она менее, чем другие, конфузится от речей Чацкого, нередко весьма находчиво и ловко возражает на его сарказмы…
…Таким образом… комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого… то все остальные лица представляют … толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма.»
(С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», глава «Фамусов и его кружок», 1891 г.)
Это было описание фамусовского общества в комедии «Горе от ума» Грибоедова, характеристика типичных представителей московского общества.