Софья Фамусова. Художник Н. Кузьмин |
Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Характеристика Софьи Фамусовой из комедии «Горе от ума»
Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:
«…Софья Павловна, дочь его…» (цитата из списка действуюших лиц)
Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:
«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действуюших лиц)
Возраст Софьи Фамусовой — 17 лет:
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)
Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:
«В угодность дочери такого человека…» (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)
«Кто беден, тот тебе не пара…» (Фамусов о дочери, действие I явление 4)
Она является хорошенькой, прелестной девушкой:
«Да-с, а теперь,
В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)
«Как Софья Павловна у вас похорошела!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)
«Как хороша!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)
Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:
«Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.» (Фамусов о Софье, действие I явление 4)
Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:
«Уж об твоём ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!..» (Фамусов, действие I явление 4)
«Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам.» (Фамусов, действие I явление 4)
Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:
«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,
Забылись музыкой, и время шло так плавно…» (действие I явление 5)
«…в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою…» (слова автора, действие I явление 1)
«То флейта слышится, то будто фортопьяно;
Для Софьи слишком было б рано??.» (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)
У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:
«Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему…» (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1)
Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):
«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» (Лиза о Софье, действие I явление 2)
Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)
«Ей всё равно, другой ли, я ли,
Никем по совести она не дорожит…» (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)
«…Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его…» (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)
Она называет себя решительной девушкой:
«…Молчите, я на всё решусь…» (Софья о себе, действие IV явление 12)
«…Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас…» (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)
«Вы знаете, что я собой не дорожу…» (Софья о себе, действие IV явление 12)
Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать;
Но всё малейшее в других меня пугает…» (Софья о себе, действие II явление 9)
Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:
«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой…» (Софья, действие I явление 5)
Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)
«…Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его…» (слова Молчалина, действие IV явление 12)
«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..» (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)
Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:
«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)
Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:
«…И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление VII)
Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:
«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)
Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:
«Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.» (действие IV явление 12)
«Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)
В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина.
Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь «страмницей» и «бесстыдницей» и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:
«Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало я с дражайшей половиной
Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!» (Фамусов о дочери, действие IV явление 14)
Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов:
«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)
Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.
Критика о Софье в комедии «Горе от ума»
П. А. Вяземский о Софье:
«…Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…> …в Софии нет … завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее.
И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина …, на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии… <…>
«…Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене.» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
Н. И. Надеждин о Софье:
«…Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием.
Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину… <…>
В последнем действии … негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)
Е. Цимбаева о Софье:
«Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ. На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов… <…> …взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой. Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя.
Это, конечно… проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме. <…>
В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа.
Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость… только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью. <…>
Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)
Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.