Жанр пьесы «Горе от ума»: жанровое своеобразие и особенности

Жанр пьесы "Горе от ума": жанровое своеобразие и особенности

Пьеса «Горе от ума» является выдающимся произведением русской классической драмы.

В этой статье представлен анализ особенностей жанра пьесы «Горе от ума» Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.

Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»

 

 

Жанр пьесы «Горе от ума» Грибоедова

А. С. Грибоедов о жанре «Горе от ума»:

«Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было». (А. С. Грибоедов о «Горе от ума» )


Н. И. Надеждин о жанре «Горе от ума»:
«Надобно видеть “Горе от ума” на сцене, чтобы удостовериться решительно, как мало в этой пьесе драматического. <…> …Совершенное отсутствие действия в пьесе… …содержание и ход ее не приковывают к себе никакого участия, даже не раздражают любопытства.

Акты сменяют друг друга…, доставляя удовольствие собою, каждый порознь, но не производя никакого цельного эффекта. <…>

Коротко сказать, явление “Горя от ума” на сцене показывает, что оно писано совсем не для сцены!

Но… мы в то же время признаемся, что представление “Горя от ума” видели с удовольствием. Отчего ж это происходит? Оттого, что эта пьеса имеет другие достоинства, развлекающие беспрестанно внимание и не допускающие соскучиться драматическою ее пустотою. “Горе от ума” не есть комедия, но живая сатирическая картина, вставленная в сценические рамы. <…>

Это панорама гостиных Москвы, неподвижная, но выразительная, яркая, живописная! … вот где корень удовольствия, с коим “Горе от ума” принималось, принимается и будет приниматься!

Произведение сие, несмотря на свою сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей как живой документ из летописей общественной жизни

(Н. И. Надеждин, критическая статья ««Горе от ума». Комедия в четырех действиях, А. Грибоедова», 1831 г.)

 

Н. К. Пиксанов о жанровом своеобразии «Горе от ума»:
«… сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма… <…> Читатели того и более позднего времени воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет, сатиру. <…>
Литература стремилась глубже отразить современность и историю. На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин». <…>
Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный. <…>
По существу «Горе от ума» следовало бы называть не комедией, а драмой…»
В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. <…>
«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве, от раннего утра…  и до поздней ночи… изображена с удивительной полнотой и правдивостью.
Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т.д. <…> Грибоедов первый в русской литературе создал психологическую драму.
Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в первом ряду художественных достижений раннего критического реализма… <…> Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи. <…>
Крупнейшей стилистической особенностью «Горя от ума» является его стиховая форма. Это как бы музыкальная драма со своим неизбежным ритмом, не допускающим произвольных остановок и пауз.»
(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)

В. Н. Орлов о жанре «Горе от ума»:

«В сущности, «Горе от ума», конечно, вовсе не комедия в обычном значении этого слова,а патетическая драма о горестной судьбе умного, передового человек в фамусовско-молчалинско-скалозубовской России.»

(В. Н. Орлов, послесловие к книге «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)

Это был анализ особенностей жанра пьесы «Горе от ума» Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий