Комедия «Горе от ума» — это яркое, самобытное произведение русской классической литературы XIX века.
В этой статье представлен анализ особенностей композиции комедии «Горе от ума» Грибоедова, взгляд критиков на композицию пьесы и т.д.
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Особенности композиции комедии «Горе от ума» Грибоедова
Н. К. Пиксанов об особенностях композиции «Горе от ума»:
«Блестящий стилист, гениальный ваятель образов, Грибоедова был еще и мудрым строителем. В композиции «Горя от ума» также сказалось это замечательное мастерство. Оно поражает своей зрелостью, смелой уверенностью.
Островский… нередко сильно колебался в композиции пьесы… У Грибоедова этого нет. На протяжении всех творческих работ … сценарий «Горя от ума» не испытал никаких перестроек. Ни одна сцена не была перемещена. <…>
Это красноречиво говорит за то, что в сознании Грибоедова быстро и непоколебимо сложился стройный, целостный сценарий.
Сам Грибоедов указал основной мотив в развитии пьесы. Герой влюблен в девушку, «для которой единственно он явился в Москву», а «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». <…> С интимной любовной драмой тесно переплетается драма общественная. <…>
Равноправно ли представлены в сценическом плане любовная и общественная драмы? Следует твердо сказать — да. <…>
…следует признать, что одним из высоких достоинств пьесы является ее общая ритмичность, ее своеобразный темп. Темп и ритмичность организованы в пьесе так мастерски, что дают нам право называть «Горе от ума» музыкальной драмой. <…>
Правда, есть в пьесе случаи замедления, даже как бы приостановки сценического движения. Таковы: сцена заигрывания Фамусова с Лизой…, рассказ Лизы о тетушке Софьи, у которой сбежал француз…, диалоги Загорецкого с графиней-бабушкой и этой последней с князем Тугоуховским…, отъезд Хрюминых и Горичей и интермедия Репетилова… Такие сцены излишне замедляют движение, отводят его в сторону от магистрали…
Но есть в «Горе от ума» замедления особого типа. Мы назовем их интервалами, или лучше — паузами, и они имеют большую ценность в композиции, придавая сценическому движению ритмичность.
Такой паузой можно счесть добродушную реплику Скалозуба… о гвардейцах и армейцах; она является интервалом между двумя напряженными сценическими моментами: спором Фамусова с Чацким и обмороком Софьи. Еще отчетливее пауза: появление слуг, приготовляющих комнаты к балу, между объяснением Чацкого с Софьей и Молчалиным и съездом гостей. Особенно ценна, прямо музыкально, пауза в четвертом акте, когда уезжает Репетилов и последняя лампа гаснет, — замирание сценического движения накануне катастрофы.
Есть в сценическом движении пьесы явственные повороты, когда течение борьбы круто изменяется… Таковы обморок Софьи, сплетня о сумасшествии Чацкого. Особенно заметно ускорение темпа в четвертом действии.
Если сопоставить количество стихов в четырех актах…, то увидим, что число стихов возрастает с каждым актом — до третьего, самого обширного включительно. Затем кривая круто понижается: четвертое действие самое короткое.
Этому внешнему виду соответствует и внутреннее развитие драмы. Материалы… для сценической катастрофы все накопляются в течение трех первых действий, в третьем… их массовое движение даже замедлено, зато в четвертом оно сразу ускоряется, становясь стремительным к финалу.
Особенно заметно это на сценической ситуации Чацкого. <…> Катастрофически стремительны и переживания Софьи. <…> В литературной критике не отмечался параллелизм этих двух душевных катастроф: Чацкого и Софьи. Но он необычайно обогащает динамику четвертого акта. <…>
…на параллелизме построены диалоги Фамусова и Чацкого во втором действии. Эта словесная дуэль построена симметрически, как быстрый обмен обвинениями и возражениями.
Но особенную ценность и изящество … имеют бытовые зарисовки барской Москвы. Фамусовская Москва, будущий враг и победитель Чацкого, впервые начинает вырисовываться в первом акте, в первом же диалоге Чацкого и Софьи. <…> Во втором действии… галерея московских портретов сильно обогащается меткими характеристиками Максима Петровича… и т.д. И наконец, в третьем действии появляются, на смену мимолетным словесным характеристикам, живые «действующие лица».
Это нарастание, эта градация в бытописи Москвы тоже принадлежит к числу высоких образцов грибоедовского мастерства. <…>
Высокий лиризм, каким напитано «Горе от ума», придает ему величайшее, истинно музыкальное единство, сообщает драматическому движению стремительность и все возрастающий подъем…»
(Н. К. Пиксанов, статья «Грибоедов-мастер», книга «Грибоедов: Исследования и характеристики», 1934 г.)
Д. Д. Благой о композиции пьесы «Горе от ума»:
«Смелым нововведением… было композиционное членение комедии на четыре акта, вместо канонических пяти. Однако в пьесе характерно содержится рефлекс пятого акта: третье действие явно распадается на две картины…. <…>
Зато единства времени и места автором целиком соблюдены: действие всей пьесы происходит в доме Фамусова, не выходя за пределы классических 24 часов.»
(Д. Д. Благой, статья «Грибоедов» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», том 2, 1929 г.)
В. В. Розанов о композиции пьесы «Горе от ума»:
«…самое построение комедии чрезвычайно бедно, безжизненно, и до некоторой степени… не «умно». Менуэт или польский, который отплясывают … москвичи, вопреки укорам Чацкого, есть единственное в ней жизненное и, так сказать, физиологическое действие.
Вообще недостаток физиологии, жизнеоборота … поразителен в пьесе. <…>
(В. В. Розанов, «Литературные очерки», 1899 г.)
С. Бураковский об оригинальности пьесы «Горе от ума»:
«Комедия «Горе от ума» нанесла решительный удар всем старым произведениям …, которые, можно сказать, списывались с французских образцов. Оригинальность ее заключалась в составе и завязке действия, а также в самой форме.
…Грибоедов… уничтожил общепринятую завязку драм, резонеров, наперсников или наперсниц — одним словом, весь механизм старинных комедий.
Развязка комедии оригинальна: не прибегая ни к каким сторонним средствам, автор, при помощи одной искусной сцены, ставит главные действующие лица в такое положение, что они сами не могут не чувствовать позорных следствий своего ложного поведения.
Явление разъезда в сенях… хорошо и смело своей новизной. На сцене оно живописно и производит сильное впечатление.
Все эти особенности комедии Грибоедова встречены были враждебным отношением к ней современной критики, но вместе с тем они же обнаружили в писателе присутствие высокого поэтического таланта и сделали бессмертными его произведение в истории русской словесности.»
(С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)
Это был анализ особенностей композиции комедии «Горе от ума» Грибоедова, взгляд критиков на композицию пьесы.