В комедии «Горе от ума» Грибоедов касается множества острых тем и проблем своей эпохи. По этой причине при жизни автора комедия не была разрешена к печати и постановке в театре.
Ниже представлен обзор тем и проблем комедии «Горе от ума» Грибоедова, анализ проблематики произведения.
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Темы и проблемы комедии «Горе от ума» Грибоедова
Проблематика пьесы «Горе от ума» довольно обширна. В этом произведении Грибоедов коснулся множества злободневных тем своего времени, чем вызвал недовольство цензуры.
Главными темами и проблемами комедии «Горе от ума» являются:
- крепостное право и жестокость помещиков
- воспитание и образование дворян
- погоня за чинам и наградами
- бюрократия
- вражда к «новым людям», противостояние «старой» и «новой» жизни
- скалозубовщина и аракчеевщина
- декабризм
- либерализм
- французомания, любовь ко всему иностранному
Помимо этого, автор затрагивает и общечеловеческие темы, как например, любовь, отношения мужчины и женщины, брак и семья и т.д.
Н. К. Пиксанов о проблемах и темах «Горе от ума»:
«В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества. <…>
Очевидна тесная связь «Горя от ума» с декабризмом… <…> … сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма, его художественным документом. <…>
В пьесе Грибоедова обращают на себя внимание неоднократные упоминания о вольнодумной разночинской интеллигенции. …высмеяно мракобесие, вражда к новым людям, нападки Фамусова на распространение просвещения… <…>
Комедия преисполнена отголосками тогдашней общественной жизни: упоминаются «ученый комитет», преследовавший книги и распространение просвещения, итальянские карбонарии, толки о «камерах», т. е. о палатах депутатов, о Байроне, «волтерьянстве» и многое другое. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права…
Много сарказма направлено против «вельмож в случае» — фаворитов, против «пылкого раболепства» придворных «охотников поподличать везде», против «отцов отечества», «грабительством богатых».
Немало обличений чиновнической бюрократии, к которой надо «прислуживаться», перед которой «не должно сметь свое суждение иметь»…»
(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)
В. Н. Орлов о главной теме «Горе от ума»:
«Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого… <…>
Грибоедов оставил неизгладимый след в истории нашей национальной культуры. В «Горе от ума» он выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражду защитников старого, косного быта и вестников нового мировоззрения, новой, «свободной жизни». Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, но, напротив, приобретала все большую остроту…»
(В. Н. Орлов, послесловие к книге «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)
Это был обзор тем и проблем комедии «Горе от ума» Грибоедова, анализ проблематики произведения.