Критика о повести «Слепой музыкант» Короленко, анализ, отзывы

Критика о повести "Слепой музыкант" Короленко, анализ, отзывы
«Слепой музыкант».
Иллюстрация В. Бехтеева

Повесть «Слепой музыкант» является одним из самых известных произведений знаменитого русского писателя В. Г. Короленко.

В этой статье представлена критика о повести «Слепой музыкант» Короленко: анализ, отзывы о произведении.

 

 

 

Критика о повести «Слепой музыкант» Короленко

Слепой пианист А. В Бирилев:


«Мне кажется, какие-либо упреки Короленко за незнание психологии и бытовых условий слепых совершенно не имеют основания… Художественное произведение имеет свои цели и свое особое значение. Изображаемые художником лица не представляют собой и не могут представлять точных изображений; они являются лишь воплощением идеи, которая должна быть реальной и правдивой… Произведение изящной литературы может основываться на каких угодно упущениях — лишь бы внутри его соблюдена была логика; герой может быть наделен какими угодно душевными свойствами, лишь бы автор правдиво строил его психологию, лишь бы естественно было взаимодействие созданных художником сил. <…>

Может быть, зная лучше психологию слепых, Короленко не закончил бы повесть свою грустной, протяжной нотой… нотой покорного фатального страдания… Может быть, в игре его «слепого музыканта», кроме скорби о страдающих, зазвучал бы тогда и горячий призыв, и протест, и упрек обездоленного за обиженных.»
(сообщение слепого пианиста А. В Бирилева, «О художественной и реальной правде в повести Короленко «Слепой музыкант»», 29 октября 1900 г.)

Статья в «Литературной энциклопедии»:

«…Короленко — романтик, хотя и не в том смысле, в каком это слово применяется к нему критикой. Романтично самое мировоззрение Короленко… Это романтизм мелкой буржуазии — класса, вынужденного заменять реальную силу верой в силу идей. Значение Короленко в русской литературе том, что он воплотил романтику этого слоя как раз в момент, когда он был наиболее бессилен и потому наиболее романтичен. …Короленко навязывает действительности абстрактные категории права, свободы и истины… ибо не может мыслить и воспринимать мир вне этих категорий. Вот почему, несмотря на свое тяготение к реализму, он воплощает в своем творчестве эти категории, а чтобы воплотить их, вынужден уже как подлинный романтик этого социального типа обращаться к исключительным личностям (правдолюбец Яков, «Убивец», Степан, Менахем, Сократ, Диац, слепой музыкант и тому подобные). <…>

…Романтический оптимизм Короленко в том, что он допускает в принципе победу одухотворенного коллектива, являющегося для Короленко именно идеальной силой, над природной причинностью.

В «Слепом музыканте» эта сила победила темный рок природного детерминизма. Художественно-философский смысл этого замечательнейшего произведения Короленко — торжество социальности над темной и страшной судьбой. Слепой музыкант его хоть на мгновение, но прозрел… Он [Короленко] видит в коллективе единую во многом жизнь, соединяющую человечество и во времени бесконечной нитью эволюции, для которой всякие антагонизмы и катастрофы — не внутренняя необходимость, а внешнее препятствие. И конечно правы критики, считающие Короленко чуждым трагизма, упрекающие его в упростительстве, в отсутствии оттенков. Но это лишь неизбежные следствия романтики бесклассового коллектива, социально-историческую обусловленность которой мы пытались здесь показать.»
(Лаврецкий А. Короленко // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 482—498.)

Это была критика о повести «Слепой музыкант» В. Г. Короленко: анализ, отзывы о произведении.

— Все материалы по повести «Слепой музыкант»
— Все материалы по творчеству Короленко

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий