Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Кукушка и Петух» была написана Крыловым в конце 1833 г. и в течение 1834 г. и опубликована во втором томе сборника «Сто русских литераторов» в 1841 г.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Кукушка и Петух» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Кукушка и Петух» Крылова
Мораль басни «Кукушка и Петух» заключается в том, что бездарные, ограниченные люди нередко хвалят друг друга, потому что обоим это приятно и, возможно, даже выгодно. При этом очевидно, что оба героя не обладают теми достоинствами и талантами, о которых идет речь.
Кроме того, Кукушка и Петух хвалят друг друга, потому что их объединяют некоторые личные связи — кумовство. И Кукушке, и Петуху выгодно хвалить друг друга, чтобы создать нужное впечатление в обществе и, возможно, даже извлечь выгоду.
Суть и смысл басни «Кукушка и Петух» также отражены в русских народных пословицах:
«От кого чает, того величает.»
«Кабы я ведал, где ты ноне обедал, знал бы я, чью ты песню поешь.»
«Не люби потаковщика, люби встречника.»
По мнению авторов книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова», мораль басни заключается в следуюшем:
«Крылов, собственно, написал эту прекрасную басню, чтобы посмеяться над двумя плохими писателями своего времени, которые незаслуженно хвалили один другого в своих сочинениях и вообще слыли людьми неправдивыми, продажными.
Но и помимо этих писателей сплошь да рядом ценят люди друг друга только «по кумовству»! По кумовству люди не только хвалят один другого, не только потворствуют один другому на словах — нередко «рука руку моет» и в делах.»
(автор статьи неизвестен, книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль, суть и смысл басни так:
«Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. <…>
Не слыша от других похвал, ничтожность с глупостью вступают в договор и восхваляют друг друга («Кукушка и Петух»); но людей не обманешь… Ничтожность ищет похвал, забывая, что лишняя хвала порождает глупое самомнение, смешное чванство и еще более принижает человека…»
(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Прототипы героев басни «Кукушка и Петух»
Крылов направил эту басню против реакционных писателей Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча. Об этом говорит в своих воспоминаниях Н. М. Калмыков:
«Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова» (Русский архив, 1865 г., вып. 8, стб. 1011).
По данным исследователей, в автографе басни Крылов от руки набросал портреты трех лиц: Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча и А. В. Никитенко. Вероятно, все трое и являются прототипами героев басни.
Это были материалы о морали басни «Кукушка и Петух» Крылова: анализ, суть, смысл произведения т.д.