«Лягушка и вол». Иллюстрация А. Н. Комарова |
Басня «Лягушка и Вол» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» в 1808 г.
«Лягушка и Вол» представляет собой переработку басни французского баснописца Лафонтена «Лягушка, хотевшая сделать себя такой же большой, как бык» («La Grenouille qui veut se faire aussi grosse que le Boeuf»). Лафонтен в свою очередь заимствовал сюжет басни у Федра и Горация.
В этой статье представлена мораль басни «Лягушка и Вол» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни «Лягушка и Вол» вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Лягушка и Вол» Крылова
Рисунок неизвестного художника. («Басни Крылова», М, 1926 г.) |
Мораль басни «Лягушка и Вол» заключается в том, что не стоит завидовать и подражать более богатым и знатным людям, так как это может кончиться плохо. В частности, своей басней Крылов высмеял мещан и мелких сошек, которые изо всех сил стремились стать именитыми гражданами и знатными дворянами.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.»
По мнению Г. К. Дорофеева, мораль басни состоит в следующем:
«…[Мораль] басни «Лягушка и Вол»: «не будь завистлив, потому что это причинит тебе вред или даже погубит тебя». «(Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)
И. В. Сергеев комментирует сюжет басни так:
Рисунок А. Бубнова «В известной басне «Лягушка и Вол», где в тринадцати строчках рассказана вечно живая история о завистниках и честолюбцах, пытающихся, подобно лягушке, сравниться в дородстве с волом, Иван Андреевич делает вынужденную приписку. Басня в ней совершенно не нуждается.
Мораль басни гораздо шире и глубже этого рассудочного четырехстрочного довеска, но Крылов делает уступку Оленину [своему высокопоставленному покровителю].» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Поэт И. И. Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом:
«Здесь под Волом дородным, то есть большим, толстым, должно разуметь человека богатого или по крайней мере зажиточного, а под лягушкой — завистливого, хвастливого бедняка, который во что бы то ни стало хочет сравняться с богачом.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
«Лягушка и Вол». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни заключается в следующем:
«Желание быть и казаться не тем, что есть… нередко кончается неудачей, а иногда и гибелью… («Скворец»)… («Щука и Кот»)… <…> …Кончает гибелью и всякий малый и бессильный, кто не по средствам затеет тянуться в меру большого («Лягушка и Вол»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Такова мораль басни «Лягушка и Вол» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.