Мораль басни «Мальчик и Червяк» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Мальчик и Червяк" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Мальчик и Червяк» была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1819 г. (ч. VI). Время написания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Мальчик и Червяк» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Мальчик и Червяк» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Мальчик и Червяк» заключается в том, что на предательстве и подлости нельзя построить счастья. Нередко случается так, что подлые люди в погоне за выгодой предают своих добрых друзей. В конце концов такие негодяи часто остаются ни с чем, потому что их в свою очередь тоже предают другие, еще более хитрые люди.

Кроме того, своей басней Крылов напоминает о том, что нужно с умом выбирать себе друзей и дружить только с теми, кому вы доверяете.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:

«Не льстись предательством ты счастие сыскать!

У самых тех всегда в глазах предатель низок,

Кто при нужде его не ставит в грех ласкать;

И первый завсегда к беде предатель близок.»

Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют басню следующим образом:

«…Хуже всех… предатель, что не только не знает признательности за добро, а еще из своих выгод предает человека, входит в сделку с врагом его… <…> …Басня о предателе-червяке: «Мальчик и Червяк».» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль басни так:

«…Друзей надо выбирать с разбором: со злым не дружись, от него жди беды и себе, и своим близким… <…>

…Своекорыстный друг предаст тебя, погубит, когда в том видит пользу для себя («Роща и Огонь», «Лев, Серна и Лиса», «Мальчик и Червяк»). И зло взаимное рождает и плодит такая дружба… («Мальчик и Червяк»).»  (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» считают, что в басне «Мальчик и Червяк» Крылов высмеивает моду на иностранных учителей среди дворянства:

«…Ненависть [Крылова] к иностранцам дошла до того, что он всех их сравнивал со змеями, потому что каждая змея несет яд для тела, а каждый иностранец несет яд нравственный, душевный. В басне «Крестьянин и змея» он говорит, что хотя змея клалась в своей доброте… однако мужик не согласился принять ее к себе… <…>

Рассуждая о ложном учении, он [Крылов] говорит, что часто даже сами наставники ложного учения впоследствии могут быть наказаны своими же учениками. Это он выставил в басне «Мальчик и червяк».»  («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Мальчик и Червяк» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий