Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Мальчик и Червяк» была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1819 г. (ч. VI). Время написания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Мальчик и Червяк» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Мальчик и Червяк» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Мальчик и Червяк» заключается в том, что на предательстве и подлости нельзя построить счастья. Нередко случается так, что подлые люди в погоне за выгодой предают своих добрых друзей. В конце концов такие негодяи часто остаются ни с чем, потому что их в свою очередь тоже предают другие, еще более хитрые люди.
Кроме того, своей басней Крылов напоминает о том, что нужно с умом выбирать себе друзей и дружить только с теми, кому вы доверяете.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
«Не льстись предательством ты счастие сыскать!
У самых тех всегда в глазах предатель низок,
Кто при нужде его не ставит в грех ласкать;
И первый завсегда к беде предатель близок.»
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют басню следующим образом:
«…Хуже всех… предатель, что не только не знает признательности за добро, а еще из своих выгод предает человека, входит в сделку с врагом его… <…> …Басня о предателе-червяке: «Мальчик и Червяк».» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль басни так:
«…Друзей надо выбирать с разбором: со злым не дружись, от него жди беды и себе, и своим близким… <…>
…Своекорыстный друг предаст тебя, погубит, когда в том видит пользу для себя («Роща и Огонь», «Лев, Серна и Лиса», «Мальчик и Червяк»). И зло взаимное рождает и плодит такая дружба… («Мальчик и Червяк»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» считают, что в басне «Мальчик и Червяк» Крылов высмеивает моду на иностранных учителей среди дворянства:
«…Ненависть [Крылова] к иностранцам дошла до того, что он всех их сравнивал со змеями, потому что каждая змея несет яд для тела, а каждый иностранец несет яд нравственный, душевный. В басне «Крестьянин и змея» он говорит, что хотя змея клалась в своей доброте… однако мужик не согласился принять ее к себе… <…>
Рассуждая о ложном учении, он [Крылов] говорит, что часто даже сами наставники ложного учения впоследствии могут быть наказаны своими же учениками. Это он выставил в басне «Мальчик и червяк».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Мальчик и Червяк» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.