Мораль басни «Прохожие и Собаки» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Прохожие и Собаки" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Прохожие и Собаки» Крылова была написана до 11 января 1814 г. и впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Прохожие и Собаки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Прохожие и Собаки» Крылова

Мораль басни «Прохожие и Собаки» такова: когда завистливые, злые люди пытаются задеть вас за живое, трудно не обращать на них внимание и идти своей дорогой, но именно это и нужно делать. Лучшее средство против сплетников и завистников — отсутствие внимания к их злым выходкам.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:

«Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай:

Полают, да отстанут.»

По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов изобразил критика М. Т. Каченовского, резко отзывавшегося о его баснях:

«Можно думать, что Крылов своей басней целил именно в «хулителей». Таким его хулителем был М. Т. Каченовский, напечатавший в «Вестнике Европы» 1812 г. (ч. 61) резкий и придирчивый разбор «Новых басен» 1811 г.» (II, стр. 289).» (Б. И. Коплан)

Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:

«Все мы прохожие: каждый из нас проходит свой путь от колыбели до могилы, но каждый проходит по-своему, немногие думают о том, чтобы на этом пути оставить по себе что-нибудь доброе на память для тех, которые пойдут потом, то есть будут жить после них.

Так вот здесь под прохожими-то и должно разуметь именно тех немногих, то есть таких людей, которые трудятся для общественной пользы, а под собаками — завистников, крикунов, которые, потому что сами ничего путного не могут сделать, стараются унизить труд других. Смысл же всей басни тот, что благоразумный человек, принявшись за какое-нибудь доброе дело, не должен обращать внимания ни на чьи толки, а идти своим путем, то есть продолжать свое дело: дело будет сделано и крикуны замолкнут, как замолкли собаки.»  (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» поясняют суть и смысл басни так:

«Великое дело — людская молва, и в общей молве редко нет правды, но это не значит, чтобы иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, не облаяли мелкие людишки. Из-за чего? Если бы они толково указывали: «Это не так, другие не так… потому и потому…». Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанью, сделанному… из любви к общему благу, можно только порадоваться… А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в виде Моськи в басне «Слон и Моська». О том, как следует относиться к таким ослам, Моськам, говорит Крылов в басне «Прохожие и Собаки»…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» видят мораль басни в следующем:

«Говоря о сплетничестве, в басне «Прохожие и Собаки» Крылов советует никогда не обращать внимания на сплетников. Если весь их вздор и сплетни оставляются без внимания, то тогда они увидят, что бессильны и замолчат; но если только начать защищаться, то эти же клеветники поймут, что слова их не пропали даром и подымут еще больший лай.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Это были материалы о морали басни «Прохожие и Собаки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий