Мораль басни «Собачья дружба» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Собачья дружба" Крылова, анализ, суть, смысл
«Собачья дружба».
Иллюстрация И. А. Иванова

Басня «Собачья дружба» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Собачья дружба» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.

 

 

Мораль басни «Собачья дружба» Крылова

Мораль басни «Собачья дружба» заключается в том, что некоторые люди с виду кажутся надежными и верными друзьями, но как только им приходится что-то делить между собой, они превращаются в заклятых врагов.

По мнению В. Ф. Кеневича, басня «Собачья дружба» имеет в виду безуспешность мирных проектов Венского конгресса.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«Послушать, кажется, одна у них душа,— 

А только кинь им кость, так что твои собаки!»

Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:

«Друга не скоро добудешь.»

«Без беды друга не узнаешь.»

«Есть брага да пирожки, есть и дружки; а пришла беда — они прочь, как вода.»

«Дружба дружбе розь — иную хоть брось!»

Педагог В. И. Водовозов поясняет мораль басни таким образом:

«…Особенно в деле дружбы и взаимной помощи необходимы прямота и искренность отношений: с самого начала дети должны понять, что одна чувствительность не доказывает любви, что ее можно доказать, только жертвуя своим эгоизмом. Басня тем и хороша, что выводит на чистую воду этих друзей, очень нежных на вид, но грызущихся из-за одной кости.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Поэт И. И. Хемницер видит суть и мораль басни в следующем:

«Собака, при всех своих добрых качествах, в которых примером может служить даже человеку, обыкновенно очень жадна и завистлива; вот почему в доказательство напрочности дружбы меж людьми выставлена здесь собачья дружба. Видим мы из басни, что Полкан и Барбос решили-было быть наразрывными друзьями; но как-только повар бросил кость, так они тотчас и вцепились друг в друга. Так нередко бывает и меж людьми. Иные, кажись, живут, как говорится, душа в душу, не нахвалятся друг другом, готовы всем пожертвовать один для другого, а как представится какое-нибудь хлебное местечко или какое-нибудь выгодное дело, тогда смотришь — и не уступят друг другу. <…>

Орест и Пилад, по древнему преданию были неразрывными друзьями, ничто не могло их поссорить, и умерли они не изменив друг другу в дружбе; поэтому-то именами их и в наше время называют друзей; вот почему и здесь Полкан и Барбос называют друг друга Орестом и Пиладом.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть и смысл басни заключается в следующем:

«Дружба, товарищество. Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. Но друзей надо выбирать с разбором… <…> Чаще всего, каждый думает только о себе, бережет свое для себя и всем… желает владеть безраздельно. Живут такие друзья душа в душу, пока делить им нечего… («Собачья дружба»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментируют мораль басни так:

«Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <…> В баснях «Собачья дружба» и «Крестьянин в беде» выставлены те люди, которые о своей дружбе любят говорить толька на словах; но если коснется дела, то все на попятный двор, а в случае чего, то не прочь даже и подраться из-за пустяков.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Собачья дружба» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий