Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Старик и Трое Молодых» Крылова была написана в 1805 г. и впервые опубликована в журнале «Московский зритель» в 1806 г.
Крылов относил эту басню к числу своих «переводов или подражаний». Произведение представляет собой переработку басни Лафонтена «Старик и Три Молодых Человека», а та в свою очередь восходит к басне Абстемиуса (Лоренца Бевилоква).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Старик и Трое Молодых» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Старик и Трое Молодых» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Старик и Трое Молодых» заключается в том, что бескорыстный труд может приносить человеку не меньше удовлетворения и радости, чем труд ради прямой выгоды (денег и т.д.).
Также своей басней Крылов напоминает о том, что молодежи не стоит «списывать со счетов» пожилых людей только из-за их возраста: нередко энергичные и трудолюбивые старики добиваются куда больших успехов, чем молодые, но ленивые и легкомысленные люди.
Сам Крылов поясняет мораль басни в следующих строках:
«Кто добр, не всё лишь для себя трудится.
Сажая деревцо, и тем я веселюсь,
Что если от него сам тени не дождусь,
То внук мой некогда сей тенью насладится,
И это для меня уж плод.»
Педагог Г. К. Дорофеев комментирует суть и смысл басни таким образом:
«…Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение…» (о баснях «Стрекоза и Муравей», «Старик и Трое Молодых» и др.) (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль басни так:
«Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для других… <…>
Достоин похвалы честный труд ради очевидной для себя пользы; еще выше, еще благороднее труд, посвященный исключительно пользе других — ныне живущих и будущих поколений («Старик и Трое Молодых»), и стыдно тем легкомысленным и несмышленым юношам, которые не понимают выского и благородног значения бескорыстного труда. <…>
Свет знаний, честный общеполезный труд — вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, — в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» считают, что мораль басни заключается в следуюшем:
«Вообще же нет такой человеческой слабости, нет смешной стороны в человеке, чтобы Крылов не подметил их и не выставил в своих баснях. <…> …Самонадеянность человека и непрочность счастья изображаются в басне «Старик и Трое Молодых».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
В. Ф. Кеневич комментирует басню следующим образом:
«В саркастическом замечании о докторах [в басне «Старик и Трое Молодых»] выразилось недоверие, с которым Крылов во всю жизнь относился к медикам и их теориям <….> Это, впрочем, не мешало ему верить в симпатии и исполнять самые нелепые советы старух.» (В. Ф. Кеневич, из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)
Это были материалы о морали басни «Старик и Трое Молодых» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.