«Стрекоза и Муравей». Художник А. Н. Комаров |
Басня «Стрекоза и Муравей» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» в 1808 г. (ч. II, № 34). Время создания произведения неизвестно.
Крылов относил эту басню к числу своих «переводов и подражаний». Произведение представляет собой переработку басни Лафонтена «Кузнечик и Муравей» («La cigale et la fourmi», 1668 г.), которая, в свою очередь, восходит к одноименной басне Эзопа.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Стрекоза и Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни смотрите здесь.
Мораль басни «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова
Мораль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что нужно заранее думать о последствиях своих поступков.
В частности, речь идет о том, что молодые люди должны заранее беспокоиться о том, как обеспечить себе старость. Если молодой человек ленится и живет одним днем, в зрелом возрасте он рискует оказаться в тяжелом положении и даже бедности. Легкомысленные и ленивые люди должны расчитывать только на себя, не надеясь на трудолюбивого «кума», который легко может отказать в помощи.
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в следующем:
«В этой басне выставлены действующими лицами стрекоза и муравей; под стрекозой, конечно, должно разуметь человека ветреного, ленивого, беспечного, который не заботится о том, что будет впереди, а под муравьем — человека трудолюбивого, рассудительного, который не довольствуется настоящим, а думает о будущем, старется обеспечить свою старость. Стрекоза все лето веселилась, гуляла и не думала о том, что будет с нею зимою; муравей же работал, запасался кормом на такое время, когда его неоткуда будет достать. Вот стрекозу, ее ветреность и беспечность и довели до беды, до нищеты, до того, что пришлось просить милостыни.
Разумея под стрекозой человека, под летом должно разуметь тот возраст, то время жизни, когда человек бывает в полной силе, чтоб трудиться; а под зимой — хилую старость, когда бы и хотелось поработать, да сил не хватает. Значит, если кто проведет свою молодость, как говорится, очертя голову, так на старости-то и придется с сумой по миру идти; да как придется встретить раз-другой такого богача, какой здесь выставлен под муравьем, — богача, который корки сухой не выбросит бедному, так, пожалуй, доведется и окочуриться где-нибудь на улице от голода и холода.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни так:
«Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для других… Праздный человек — тунеядец, не сознающий позора своего безнравственного существования… <…> Единственной целью труда и должна служить польза — себе и людям. <…>
…В большинстве случаев, при нормальных условиях жизни, труд приносит за собой материальное довольство, обеспеченность («Стрекоза и Муравей»). Не следует только сытому от своих трудов человеку быть черствым и бессердечным эгоистом (как Муравей), даже и по отношению к легкомысленному празднолюбцу (как Стрекоза): надо пожалеть страдание и горе, от чего бы они ни произошли; надо помочь нуждающемуся, — иного это научит и исправит.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <…>
…Басня «Стрекоза и Муравей», в которой рядом со справедливым обличением легкомыслия (довольно, впрочем, невинного и даже грациозного) и похвалой труду, в конце оправдывается судом автора не только жестокосердый эгоизм самолюбивого труженика, но и его злая насмешка над ближним, попавшим в беду…
Кроме того, можно указать и еще не некоторые басни, мораль которых должна быть признана довольно сомнительной: таковы «Кот и Повар»… «Конь и Всадник»… «Паук и Пчела»… «Разборчивая невеста»… «Музыканты»…» (Е. В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Литератор Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни в следующем:
«…Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение [о баснях «Стрекоза и Муравей», «Пчела и Мухи» и др.]; он старается возбудить в душе читателя уважение к людям, посвятившим себя полезному труду, как бы ни было скромно поприще их деятельности… («Орел и Пчела»).» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)
Такова мораль басни «Стрекоза и Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.