«Поединок». Художник П. Пинкисевич |
Повесть «Поединок» является одним из центральных произведений в творчестве А. Куприна.
В этой статье представлена критика о повести «Поединок» Куприна, отзывы критиков-современников.
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Поединок»
Критика о повести «Поединок» Куприна
Н. Арский:
«…в последней повести Куприна «Поединок»… в характере… выраженного… миросозерцания, а также в самой манере рисунка автора — мягкого, тонкого, захватывающего много своеобразных переживаний, чувствуется внимательный и чуткий ученик А. П. Чехова, сохранивший индивидуальность мастерства».
(Н. Арский, «Из жизни и литературы», «Новости дня», 1905 г., №7884)
Л. Н. Толстой:
«Новый писатель пользуется старыми приемами. «Поединок» дает живое представление о военной жизни.»
(отзыв Л. Н. Толстого, записанный Д. П. Маковицким, «Яснополянские записки» (1904-1910 гг.)
Журнал «Образование»:
«Вся суть [Поединка] не в картинках быта.., а в том соре, который накопился с годами в жизни общества, остановил его развитие и должен быть выброшен прочь.» (журнал «Образование», 1905 г., №7)
Журнал «Русская мысль»:
«…его бич и его удары… направлены… не в Леха, не в Агамалова и Осадчего, а бьют и казнят проклятый строй, систему, общую машину, общий дух и рабский склад всей жизни.» («Русская мысль», 1905 г., № 11)
Газета «Петербургские ведомости»:
«Язвы, поражающие… офицерскую среду, нуждаются не в паллиативном, а в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни.» (от (отзыв группы петербургских офицеров, газета «Петербургские ведомости», 1905 г., № 149).
А. А. Измайлов:
«Настоящая известность пришла к Куприну только в начале 1905 года, когда появился его «Поединок». Переведенный на французский, немецкий, польский и итальянский языки, он заставил интересоваться Куприным и заграницу.
Слава пришла к молодому писателю… в пору полного расцвета его таланта. До сей минуты он растет и шлифуется. <…>
Куприн часто небрежничает. В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности. Иногда он торопится и комкает, не щадя даже лучших своих вещей. Так скомкан конец «Поединка». Так в конце первой части «Ямы» сделан невозможно фальшивый перелет… Но надо быть слепым и бесвкусником, чтобы не чувствовать, что в его лице пред нами роскошный, благоуханный талант, на котором можно слагать самые смелые надежды. <…>
Влюбленние в жизнь, очарование бытием, дерзкий протест или нежная печаль за попрание прав человека наслаждаться бытием… Этим веянием оттенен «Поединок», где, закрывая книгу, читатель весь переполняется гневным чувством к людям и жизненным условиям, безвременно сломившим молодого, славного, жадно шедшего навстречу всем впечатлениям бытия, поручика Ромашова, жертвы нелепых преданий военщины.»
(Измайлов А. А. «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)
В. В. Воровский:
«Свою молодость Куприн провел в армии: не удивительно, что военная среда оставила в нем немало сильных впечатлений, давших ему материал для целого ряда работ. В известном смысле эта среда представляет богатое поле для изучения «порочности» и «уродства» современного нам общества, ибо здесь на ограниченном пространстве сосредоточена длинная вереница иерархических ступеней — от крестьян и рабочих до властвующих верхов, и все это, поставленное в специфические условия скученности, безделья, самомнения и духовной ограниченности, особенно резко подчеркивает недостатки господствующих классов и бесправие угнетаемых классов нашего общества. <…>
И люди, обреченные на жизнь в этой среде, опускаются, опошляются. Лучшие из них либо спиваются, как Назанский, либо становятся чудаками, вроде Рафальского, превратившего свою холостую квартиру в зверинец. А сколько-нибудь честолюбивые напрягают все силы, чтобы попасть в академию и, если оставаться военным, то, по крайней мере, делать блестящую карьеру. Эта ограниченность и пошлость жизни армейского офицера где-нибудь в захолустье ярко и сильно изображена Куприным также в рассказе «Свадьба». <…>
Но тоска по хорошей жизни Ромашовых — еще свежих, не заеденных пошлостью людей — не находит отклика в среде их сотоварищей. <…>
На военной среде Куприн имел широкую возможность обрисовать «порочность» и «уродство» так называемых командующих классов, и вне военных рассказов он редко касается этих классов.
К тому же мы знаем, что он не политик; изображение господствующего общества с целью публицистического освещения чуждо его авторской индивидуальности, изображение же его ради чисто эстетического интереса не менее чуждо Куприну, ибо это общество такого интереса в нем не пробуждает. <…>
В повести «Поединок» Ромашов, мало-помалу понявший весь ужас и бессмыслицу окружавшей его жизни, задумывается над задачами человека.»
(В.В. Воровский, статья «А. Куприн», 1910 г.)
А. Белов:
«В своих произведениях Куприн выступал как представитель прогрессивной части русского общества, давая правдивые и смелые оценки тем событиям, современником которых он являлся. Когда на далеком африканском континенте разразилась захватническая война англичан против буров, Куприн оказался среди тех, кто выступил против английских карателей, в поддержку свободолюбивого народа, не пожелавшего покориться колонизаторам.
В период русско-японской войны он работает над одним из самых значительных своих произведений — повестью «Поединок», названной выдающимся русским критиком В. В. Стасовым «жемчужиной». В этой повести Куприн поведал читателю неприкрытую правду о царской армии с ее дикими традициями, косностью, разложением. С огромной силой он показал жизнь офицерства, неспособного руководить армией, погрязшего в мелочных склоках, пьянстве, разврате. Повесть «Поединок» давала прямой ответ на вопрос о причинах поражения царской армии в войне с японцами.»
(статья А. Белова «Крупнейший мастер русской прозы» в сбронике А. И. Куприн, «Анафема (Рассказы)», Государственное издательство политической литературы, 1963 г.)
Статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии»:
«Мелкобуржуазный реализм был представлен в 1890—1900-х гг. А. И. Куприным, Е. Н. Чириковым, Н. И. Тимковским, Скитальцем, А. А. Вербицкой… <…>
…оппозиционность по отношению к самодержавию, его полицейски-бюрократическому аппарату, к феодально-крепостническим пережиткам, в особенности в годы революционного подъема приобретала черты более резкого протеста…
Такова, например, повесть Куприна «Поединок» [1905], рисующая казарменную бюрократию царской армии, бессмысленную муштровку, бесчеловечное обращение с солдатами, тупость и дикость офицерства. <…>
Отражение революционного подъема 1904—1906, протест против царской расправы с революционным движением, против правительственного и черносотенного террора обозначали максимум радикализма в мелкобуржуазной литературе. Разоблачение царской армии в «Поединке» [1905] Куприна, изображение войны как безумия и ужаса в «Красном смехе» [1905] Л. Андреева выражали «неприятие» русско-японской войны, протест против политики и режима самодержавия.
(Статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», том 10, 1937 г.)
Статья «Куприн» в «Литературной энциклопедии»:
«Самым крупным из произведений Куприна является «Поединок», увенчавший ряд мелких рассказов на военную тему и сразу выдвинувший Куприна на дорогу мастера.
В «Поединке», как и в «Молохе», художественный показ в социальной тематике подменен памфлетно-изобличительной беседой Назанского с Ромашевым (кстати сказать, сильно урезанной и смягченной в позднейших эмигрантских изданиях «Поединка»).
Для своего времени это была смелая агитационная вылазка против дуэлей, кулачной расправы, долгосрочности военной службы, против «чести мундира» и «воинского долга» — в царской армии. Характеристика офицерства беспощадна. Гвардейцы — те живут на содержании родителей или чужих жен, а армейцы — «ведь все это заваль, рвань, отбросы, убоявшиеся мудрости, школьные недоучки и готовые на всякую уступку, на всякую жестокость, даже убийство, на воровство солдатских копеек — и все это из-за своего горшка щей».
В «Поединке» достается не только офицерам, но и монахам с попами. <…> И те и другие — паразиты…»
(Статья «Куприн» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», том 5, 1931 г.)
А. Тамарченко:
«…в 1902-1905 годах… …из молодого начинающего литератора Куприн превратился во всероссийски известного писателя, одного из виднейших представителей реалистического направления в русской литературе начала века. <…>
Писатель в эти годы (1902-1905) не только правдиво отражал доступные ему стороны действительности, но и сумел поставить острые общественные вопросы, назревшие в жизни и требовавшие общего внимания.
В этом смысле его «Поединок» — самое выдающееся произведение русской художественной прозы 1905 года, оказавшее серьезное влияние на развитие передового общественного мнения. Поэтому современная критика справедливо видела в Куприне одного из самых ярких представителей «знаньевского» направаления, душой которого был Горький, в то же время созранившего характерные черты писателя чеховской школы… <…>
Соединение чеховского «сострадательного и насмешливого» отношения к людям со стремлением показать пробуждение активных сил характера, восстающего против гнетущих условий жизни, с горьковским настроением смелого и буйного протеста против всего, что уродует человека, — наиболее привлекательная особенность многих произведений Куприна этого периода.»
(А. Тамарченко, «Собрание сочинений Куприна в 6 томах», том 3, 1958 г. примечания к тому)
Это была избранная критика о повести «Поединок» Куприна, отзывы критиков-современников о произведении.