Поп и мужики. Иллюстрация В. Нагаева |
Поп является одним из ярких персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо», описание жизни героя в цитатах.
— Краткое содержание поэмы
— Все материалы по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Главные герои поэмы, семеро крестьян, встречают на своем пути попа и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. Священник рассказывает мужикам о своей нелегкой жизни.
Поп (священник) служит в сельской церкви:
«…Навстречу едет поп…»
«…Священник поднял голову…»
Поп руководит большим приходом, то есть храмом, куда приходят местные жители:
«…Приход у нас большой…»
О внешности попа в поэме почти ничего не известно: «…поп широкой шляпою / В лицо себе помахивал…» «…Сняв шляпу, пастырь крестится…» «…Лицо попово строгое / Явилось на бугре…»
У попа трудная, неспокойная жизнь:
«…Дороги наши трудные…»
«…Теперь подумайте. / Каков попу покой?..»
Поп вынужден приходить к людям в любое время суток и в любую погоду. Священника зовут в самых разных ситуациях (смерть, рождение ребенка, венчание и т.д.):
«…В жнитво и в сенокос, / В глухую ночь осеннюю, / Зимой, в морозы лютые, / И в половодье вешнее — / Иди куда зовут!..»
У попа болит душа за людей, которым он помогает:
«…Идешь безотговорочно. / И пусть бы только косточки / Ломалися одни, — / Нет! всякий раз намается, / Переболит душа…»
Поп не остается равнодушным к страданиям своих прихожан. Он каждый раз переживает, когда видит умирающего человека или сироту: «…Не верьте, православные, / Привычке есть предел: / Нет сердца, выносящего / Без некоего трепета / Предсмертное хрипение, / Надгробное рыдание, / Сиротскую печаль!..»
Поп особенно сочувствует крестьянам, которые теряют кормильца: «…Случается, к недужному / Придешь: не умирающий, / Страшна семья крестьянская / В тот час, как ей приходится / Кормильца потерять!..»
Поп поддерживает своих прихожан, как может:
«…Напутствуешь усопшего / И поддержать в оставшихся / По мере сил стараешься / Дух бодр!..»
Поп не получает должного почета и уважения от крестьян. Священник жалуется на то, что крестьяне в целом относятся к попам пренебрежительно:
«…Теперь посмотрим, братия, / Каков попу почет?..»
«…Скажите, православные, / Кого вы называете / Породой жеребячьею?..»
Поп знает примету о том, что встретить попа — это якобы дурной знак. Попу обидно, что люди так относятся к священникам: «…С кем встречи вы боитеся, / Идя путем-дорогою?..»
Попу неприятно, что крестьяне сочиняют непристойные песни и сказки о священниках:
«…О ком слагаете / Вы сказки балагурные, / И песни непристойные, / И всякую хулу?..»
Поп знает, что крестьяне шутят («чествуют») над женами и дочерьми священников, над семинаристами (будущими священниками). Попу это неприятно: «…Мать-попадью степенную, / Попову дочь безвинную, / Семинариста всякого — / Как чествуете вы?..»
Последнее время поп мало зарабатывает потому, что богатые помещики больше не живут в деревнях и не дарят подарки священникам:
«…Перевелись помещики, / В усадьбах не живут они / И умирать на старости / Уже не едут к нам…»
«…Никто теперь подрясника / Попу не подарит!..»
Поп мало зарабатывает также и потому, что его прихожане являются бедными крестьянами, с которых нечего взять:
«…Живи с одних крестьян <…> Крестьянин сам нуждается, / И рад бы дать, да нечего…»
Поп понимает, что крестьяне отдают ему последние деньги за его службу:
«…А тут к тебе / Старуха, мать покойника, / Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой. / Душа переворотится, / Как звякнут в этой рученьке / Два медных пятака!..»
Поп несет свой крест с терпением:
«…Православные! / Роптать на Бога грех, / Несу мой крест с терпением…»
Поп — совестливый человек. Он не вымогает деньги у бедных крестьян и не старается поживиться за их счет:
«…Деревни наши бедные, / А в них крестьяне хворые < …> С таких трудов копейками / Живиться тяжело!..»
Поп вынужден брать деньги у крестьян за свою работу, чтобы самому не умереть с голоду:
«…Не брать – так нечем жить. / Да слово утешения / Замрет на языке, / И словно как обиженный / Уйдешь домой…»
Это был цитатный образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, описание его жизни и службы в приходе.