Кабаниха и Тихон. Художник С. В. Герасимов |
Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений выдающегося русского драматурга А. Н. Островского.
В этой статье представлены отрывки из критических статей о жанре пьесы «Гроза» Островского, мнение критиков об идее, сути и смысле произведения.
Жанр пьесы «Гроза» Островского и ее идея
А. Н. Островский о своей пьесе:
«А «Гроза» и «Грех да беда» отчего не имеют успеха? Моя ли вина, что серьезные пьесы стали не по силам актерам и публика стала от них отвыкать?»
(А. Н. Островский, «Статьи о театре. Записки. Речи», 1886 г.)
А. С. Гиероглифов:
««Гроза» — народная драма в самом точном и широком значении слова. Всё в ней взято из чисто русской действительной жизни, не гражданской, а народной, и не какие-нибудь случайные явления, а характерные, крупные черты или даже основные принципы ее; в лице Катерины мы видим светлый луч на темном небе… ; но положения драмы сообщают этой личности чисто народное значение.
Гений поэта … создал типы, исполненные великой правды и высшей художественности. Общая идея произведения — влияние на природу человека тех духовных элементов, которыми живет старуха Кабанова и другие подобные личности, и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни. Идея выполнена полно, ясно, энергично и без малейшего пожертвования изящностью произведения.
Народность чувствуется в каждом слове, каждой сцене, в каждой личности драмы. Нестройная жизнь, бездна оттенков, колоритность в сценах и в языке драмы свободно и широко вылились у поэта в формах, совершенно согласных с сущностью; эпизоды, комический элемент, — все является художественно слитым в одно целое. Весь драматизм и общее охватывающее впечатление достигнуты необыкновенной простотой; но каждый момент пьесы наводит ум зрителя на высокие жизненные вопросы…»
(А. С. Гиероглифов, «Новая драма Островского «Гроза»», 1859 г.)
М. И. Дараган:
«…основная идея пьесы есть та идея, которой проникнуты все произведения г. Островского: ненависть к самодурству, горький протест свободного духа против отсутствия в нас уважения к собственному достоинству, к своей личности, негодование к рабству нашего духа, к закоснелости нашего невежества. <…>
…должно согласиться, что это не драматическая сатира, а чистая драма, что автор имел в виду не дидактическую цель, а художественную идею, которую выполнил превосходно. …мы однако же чрезвычайно желали бы, чтобы автор не прибегал в дальнейших своих произведениях к мелодраматическим эффектам, которые всегда ослабляют содержание, внутренний смысл сцены.»
(М. И. Дараган, ««Гроза» (Драма г-на Островского)», 1959 г.)
А. Цейтлин:
«…драма на купеческие и мещанские темы с трагическим или драматическим концом; сюда входят такие произведения, как … «Гроза» и «Бесприданница». Каждый из … жанров имеет у Островского свою собственную сферу применения: сцены и картины изображают преимущественно каждодневные, будничные процессы изображаемой им действительности; формой драмы он пользуется в тех случаях, когда происходящие в этой среде конфликты достигают наибольшей остроты…»
(А. Цейтлин, статья «Островский», «Литературная энциклопедия» в 11 томах, т. 8, 1934 г.)
С. С. Дудышкин:
«Минувший 1859 год был счастлив на зрелые литературные произведения… . К таким счастливым произведениям принадлежат и две драмы из русской жизни… [прим.: вторая драма — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского]
…и в той и в другой авторы глубоко заглянули в русскую жизнь… <…>
Жена Кабанова — главное действующее лицо драмы — молодая женщина, взятая из бедного семейства и подведенная под материнское начало семейной жизни и все ее последствия… <…>
Нет поучения… , не доказывается истин новых; но в нем все ново. Нова смелость постановки окружающих лиц; нова обрисовка города; нова драма, вышедшая из крепко поставленных главных основ жизни.
В этой страсти, в этой драме, разыгравшейся в душе молодой, неопытной и слепо верившей преданиям женщины — все красота, все правда. На самой бесплодной, казалось бы, для поэзии почве выросла самая прекрасная сторона души человеческой; мизернейший из мизерных городков русских, в котором мы с вами не искали ничего, кроме плохих баранок и загнанных почтовых лошадей, нашли мы городок полным жизни и страсти…»
(С. С. Дудышкин: «Две новые народные драмы. «Гроза». Драма г. Островского», 1860 г.)
А. Д. Галахов:
«В новой своей пьесе «Гроза» г. Островский… не покинул выбранной им специальности — поэтического представления купеческого быта… <…>
В пьесе г. Островского, носящей имя «Грозы», действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех. <…>
Мир, изображенный г. Островским, — тяжелый мир, и впечатление, производимое его драмой, совершенно соответствует характеру того, что в нем совершается.»
(А. Д. Галахов, «Мнение о драме г. Островского «Гроза», 1860 г.)
И. А. Гончаров:
«…могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. <…>
В той же драматической драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среди народной жизни …
Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях г. Островского, давно всеми оценены по достоинству…
… по моему мнению, драма г. Островского… в ней исчерпан и разработан богатый источник русского современного народного быта.»
(И. А. Гончаров, «Гроза»)
Это были отрывки из критических статей о жанре пьесы «Гроза» Островского, мнение критиков об идее, сути и смысле произведения.