Жанр пьесы «Гроза» Островского, идея, суть и смысл: мнение критиков

Жанр пьесы "Гроза" Островского, идея, суть и смысл: мнение критиков
Кабаниха и Тихон.
Художник С. В. Герасимов

Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений выдающегося русского драматурга А. Н. Островского.

В этой статье представлены отрывки из критических статей о жанре пьесы «Гроза» Островского, мнение критиков об идее, сути и смысле произведения.

Жанр пьесы «Гроза» Островского и ее идея

А. Н. Островский о своей пьесе:

«А «Гроза» и «Грех да беда» отчего не имеют успеха? Моя ли вина, что серьезные пьесы стали не по силам актерам и публика стала от них отвыкать?»
(А. Н. Островский, «Статьи о театре. Записки. Речи», 1886 г.)

А. С. Гиероглифов:

««Гроза» — народная драма в самом точном и широком значении слова. Всё в ней взято из чисто русской действительной жизни, не гражданской, а народной, и не какие-нибудь случайные явления, а характерные, крупные черты или даже основные принципы ее; в лице Катерины мы видим светлый луч на темном небе… ; но положения драмы сообщают этой личности чисто народное значение.

Гений поэта … создал типы, исполненные великой правды и высшей художественности. Общая идея произведения — влияние на природу человека тех духовных элементов, которыми живет старуха Кабанова и другие подобные личности, и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни. Идея выполнена полно, ясно, энергично и без малейшего пожертвования изящностью произведения.

Народность чувствуется в каждом слове, каждой сцене, в каждой личности драмы. Нестройная жизнь, бездна оттенков, колоритность в сценах и в языке драмы свободно и широко вылились у поэта в формах, совершенно согласных с сущностью; эпизоды, комический элемент, — все является художественно слитым в одно целое. Весь драматизм и общее охватывающее впечатление достигнуты необыкновенной простотой; но каждый момент пьесы наводит ум зрителя на высокие жизненные вопросы…»

(А. С. Гиероглифов, «Новая драма Островского «Гроза»», 1859 г.)

М. И. Дараган:

«…основная идея пьесы есть та идея, которой проникнуты все произведения г. Островского: ненависть к самодурству, горький протест свободного духа против отсутствия в нас уважения к собственному достоинству, к своей личности, негодование к рабству нашего духа, к закоснелости нашего невежества. <…>

…должно согласиться, что это не драматическая сатира, а чистая драма, что автор имел в виду не дидактическую цель, а художественную идею, которую выполнил превосходно. …мы однако же чрезвычайно желали бы, чтобы автор не прибегал в дальнейших своих произведениях к мелодраматическим эффектам, которые всегда ослабляют содержание, внутренний смысл сцены.»

(М. И. Дараган, ««Гроза» (Драма г-на Островского)», 1959 г.)

А. Цейтлин:

«…драма на купеческие и мещанские темы с трагическим или драматическим концом; сюда входят такие произведения, как … «Гроза» и «Бесприданница». Каждый из … жанров имеет у Островского свою собственную сферу применения: сцены и картины изображают преимущественно каждодневные, будничные процессы изображаемой им действительности; формой драмы он пользуется в тех случаях, когда происходящие в этой среде конфликты достигают наибольшей остроты…»

(А. Цейтлин, статья «Островский», «Литературная энциклопедия» в 11 томах, т. 8, 1934 г.)

С. С. Дудышкин:

«Минувший 1859 год был счастлив на зрелые литературные произведения… . К таким счастливым произведениям принадлежат и две драмы из русской жизни… [прим.: вторая драма — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского]

…и в той и в другой авторы глубоко заглянули в русскую жизнь… <…>

Жена Кабанова — главное действующее лицо драмы — молодая женщина, взятая из бедного семейства и подведенная под материнское начало семейной жизни и все ее последствия… <…>

Нет поучения… , не доказывается истин новых; но в нем все ново. Нова смелость постановки окружающих лиц; нова обрисовка города; нова драма, вышедшая из крепко поставленных главных основ жизни.

В этой страсти, в этой драме, разыгравшейся в душе молодой, неопытной и слепо верившей преданиям женщины — все красота, все правда. На самой бесплодной, казалось бы, для поэзии почве выросла самая прекрасная сторона души человеческой; мизернейший из мизерных городков русских, в котором мы с вами не искали ничего, кроме плохих баранок и загнанных почтовых лошадей, нашли мы городок полным жизни и страсти…»

(С. С. Дудышкин: «Две новые народные драмы. «Гроза». Драма г. Островского», 1860 г.)

А. Д. Галахов:

«В новой своей пьесе «Гроза» г. Островский… не покинул выбранной им специальности — поэтического представления купеческого быта…  <…>

В пьесе г. Островского, носящей имя «Грозы», действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех. <…>

Мир, изображенный г. Островским, — тяжелый мир, и впечатление, производимое его драмой, совершенно соответствует характеру того, что в нем совершается.»

(А. Д. Галахов, «Мнение о драме г. Островского «Гроза», 1860 г.)

И. А. Гончаров:

«…могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. <…>

В той же драматической драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среди народной жизни …

Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях г. Островского, давно всеми оценены по достоинству…

… по моему мнению, драма г. Островского… в ней исчерпан и разработан богатый источник русского современного народного быта.»

(И. А. Гончаров, «Гроза»)

Это были отрывки из критических статей о жанре пьесы «Гроза» Островского, мнение критиков об идее, сути и смысле произведения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий