Марина в романе «Доктор Живаго»: образ, характеристика, описание

Марина в романе "Доктор Живаго": образ, характеристика, описание
Марина Щапова
(актриса Виктория Исакова)

Марина является одной из второстепенных героинь романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Марины в романе «Доктор Живаго»: описание героини в цитатах.

— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману

 

 

Марина в романе «Доктор Живаго»

Полное имя героини — Марина Маркеловна Щапова:

«По случаю воскресенья семья Маркела Щапова была вся в сборе.»

«А это ведь понадобится Марине Маркеловне и детям.»

Марина является младшей дочерью дворника Маркела Щапова, который работает в семье Громеко до 1918 г.:

«Тебе тут Марина заступница, наша меньшая…»

О внешности Марины известно следующее:

«Вон она, на конце стола, черненькая.»

Марина обладает певучим чистым голосом. С таким голосом она могла бы стать певицей:

«Из Марины могла бы выйти певица. У нее был певучий чистый голос большой высоты и силы. Марина говорила негромко, но голосом, который был сильнее разговорных надобностей и не сливался с Мариною, а мыслился отдельно от нее. Казалось, он доносился из другой комнаты и находился за ее спиною. Этот голос был ее защитой, ее ангелом‑хранителем. Женщину с таким голосом не хотелось оскорбить или опечалить.»

«Юрий Андреевич услышал ее голос, поразился им, но еще не разобрался в его секрете.»

Марина работает телеграфисткой на главном телеграфе в Москве. На работе девушку очень ценят:

«На главном телеграфе телеграфисткою Марина, по‑иностранному понимает.»

«…бросала службу, на которой ее так ценили…»

В 1922 г. несчастный Юрий Живаго возвращается в Москву с Урала. Он общается со своим бывшим дворником Маркелом и его семьей. Младшая дочь Маркела — Марина — чувствует жалость к Юрию и поддерживает его. Ей не нравится, что отец грубо обращается с ним:

«Не забижайте, говорит, его, папаня.» (Маркел о Марине)

«Он, говорит, несчастный. За тебя хоть в огонь, так тебя жалеет. А нешто я тебе повинен, что ты не выдался. Не надо было в Сибирь драть, дом в опасный час бросать. Сами виноваты.» (Маркел отчитывает Юрия)

«Опять за столом захохотали. Марина недовольным взором обвела своих, вспыхнула, что‑то стала им выговаривать.»

Марина охотно помогает Юрию по хозяйству и становится его другом:

«С этого воскресного водоношения и завязалась дружба доктора с Мариною. Она часто заходила к нему помочь по хозяйству.»

Возраст Марины — не больше 17 лет на момент начала дружбы с Юрием в 1922 г. Самому Юрию в это время около 30 лет. В романе упоминается дочь Маркела «Марийка», которой в 1911 г. всего 6 лет. Возможно, под «Марийкой» имеется в виду другая дочь, например, по имени Мария. Но скорее всего, эта деталь в начале романа появляется неспроста и речь идет о самой Марине. В любом случае Марина является младшей из минимум трех сестер, а значит, в 1911 г. ей не могло быть больше 6 лет:

«Он привел с собой шестилетнюю дочь Марийку.» (конец 1911 г.)

«Сюда приходили к ней плакавшие мать и сестры.» (смерть Юрия в 1929 г.)

 

Со временем Марина становится третьей, неофициальной супругой Юрия Живаго:

«Однажды она осталась у него и не вернулась больше в дворницкую. Так она стала третьей, не зарегистрированной в загсе, женою Юрия Андреевича при неразведенной первой. У них пошли дети.»

«Маркел ворчал, что Юрий Андреевич не венчан с Мариною и что они не расписываются.

– Да что ты, очумел? – возражала ему жена. – Это что же при живой Антонине получится? Двоебрачие?»

Для Марины и Юрия этот любовный союз является неравным не только из-за большой разницы в возрасте — около 13 лет. Герои также имеют очень разное происхождение: Юрий является образованным дворянином и сыном разорившегося миллионера-промышленника. Марина — дочь простого крестьянина, пьяницы-дворника. Поэтому родителям Марины льстит родство с Юрием Живаго:

«Отец и мать Щаповы не без гордости стали звать дочку докторшей.»

В начале отношений Марина обращается к Юрию на «вы» и по имени-отчеству. Со временем она, судя по всему, все-таки переходит на «ты»:

«Ты меня упрекал вначале, что она говорит мне «вы» в ответ на мое «ты», и величает меня по имени‑отчеству, точно и меня это не угнетало. Но ведь давно более глубокая нескладица, лежавшая в основе этой неестественности, устранена, все сглажено, равенство установлено.»

«Юра у вас, Миша? – не своим голосом спросила она.» (спустя время Марина называет его уже Юрой)

Юрий Живаго называет свое сближение с Мариной «романом в двадцати ведрах», так как их дружба началась с ведер и уборки в доме:

«Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах.»

Марина является терпеливой женщиной, способной к самопожертвованию. Она прощает Юрию его причуды, капризы, неряшливость и раздражительность, которые появляются со временем:

«Марина прощала доктору его странные, к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека, грязь и беспорядок, которые он заводил. Она терпела его брюзжание, резкости, раздражительность.

Ее самопожертвование шло еще дальше. Когда по его вине они впадали в добровольную, им самим созданную нищету, Марина, чтобы не оставлять его в эти промежутки одного, бросала службу, на которой ее так ценили и куда снова охотно принимали после этих вынужденных перерывов. Подчиняясь фантазии Юрия Андреевича, она отправлялась с ним по дворам на заработки. Оба сдельно пилили дрова проживающим в разных этажах квартирантам.»

К лету 1929 г. у супругов уже есть две дочки — Капитолина (5 лет) и Клавдия (6 месяцев):

«У Марины и доктора было две девочки, Капка и Клашка. Капитолине, Капельке, шел седьмой годок, недавно родившейся Клавдии было шесть месяцев.»

«…младшую, Клашу, туго замотанную в одеяло, она несла, прижимая одной рукою к груди, а другою тянула за руку отстававшую и упиравшуюся Капу.»

При этом Юрий по-прежнему остается официально женат на Антонине, живущей в изгнании в Париже. Судя по всему, женщина со временем узнает о новой семье Юрия:

«По многим признакам тесть и Тоня знают о Марине и девочках. Сам я не писал им об этом. Эти обстоятельства дошли до них, наверно, стороною. Александр Александрович, естественно, оскорблен в своих отеческих чувствах, ему больно за Тоню. Этим объясняется почти пятилетний перерыв в нашей переписке.»

Однажды летом 1929 г. Юрий Живаго уходит из дома, чтобы пожить отдельно от Марины и дочерей. С помощью брата Евграфа он снимает жилье, где скрывается от семьи и друзей. При этом Юрий присылает Марине деньги на жизнь (их ему дает Евграф). Марина нанимает детям няню и снова выходит на работу. Юрий тем временем живет в уединении и занимается писательством:

«Гордона он предуведомлял в письме, что переводит на его имя деньги для Марины. Он просил нанять к детям няню, чтобы освободить Марину и дать ей возможность вернуться на службу. Он объяснял, что остерегается направлять деньги непосредственно по ее адресу из боязни, как бы выставленная в извещении сумма не подвергла ее опасности ограбления.

Скоро пришли деньги, превышавшие и докторов масштаб, и мерила его приятелей. Детям наняли няню. Марину опять приняли на телеграф.»

Брошенная Марина глубоко страдает из-за этой выходки мужа, но в конце концов смиряется и с этим:

«Марина положила запеленутую Клашу на диван. С ней сделалась истерика.» (в день исчезновение Юрия)

«Два дня Гордон и Дудоров не отходили от Марины. Они, сменяясь, дежурили при ней, боясь оставить ее одну.» (после исчезновения Юрия)

«Она долго не могла успокоиться, но, привыкнув к прошлым странностям Юрия Андреевича, примирилась в конце концов и с этою выходкой. Несмотря на просьбы и предупреждения Юрия Андреевича, приятели и эта близкая ему женщина продолжали его разыскивать, убеждаясь в правильности его предсказания. Они его не находили.»

Спустя несколько недель, в конце августа 1929 г., Юрий Живаго умирает по дороге на работу. На момент смерти ему около 37 лет:

«Однажды утром в конце августа Юрий Андреевич с остановки на углу Газетного сел в вагон трамвая…»

«Скоро установили, что он больше не дышит и сердце у него не работает.»

Марина тяжело переносит смерть Юрия. Когда умершего приносят домой, она всю ночь не отходит от его тела:

«Она заливалась слезами и шептала и вскрикивала, захлебываясь словами, половина которых ревом голошения вырывалась у нее помимо ее воли. Она заговаривалась, как причитают в народе, никого не стесняясь и не замечая. Марина уцепилась за тело, и ее нельзя было оторвать от него, чтобы перенести покойника в комнату, прибранную и освобожденную от лишней мебели, и обмыть его и положить в доставленный гроб. Все это было вчера. Сегодня неистовство ее страдания улеглось, уступив место тупой пришибленности, но она по‑прежнему была невменяема, ничего не говорила и себя не помнила.

Здесь просидела она остаток вчерашнего дня и ночь, никуда не отлучаясь. Сюда приносили ей покормить Клаву и приводили Капу с малолетней нянею, и уносили и уводили.»

Несчастная Марина остается вдовой в очень молодом возрасте: на момент смерти Юрия ей не больше 24 лет.

Это был цитатный образ и характеристика Марины в романе «Доктор Живаго» Б. Пастернака: описание героини в цитатах.

— Краткое содержание по частям (более детальное)
— Все материалы по роману

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий