Анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея

Анализ трагедии "Борис Годунов" Пушкина: суть, смысл, идея
«Борис Годунов».
Иллюстрация Е. Кибрик

«Борис Годунов» является одним из самых известных драматических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.
В этой статье представлен анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

— Все материалы по драме «Борис Годунов» — Все материалы по творчеству Пушкина

 

 

 

Анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина

(С. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)

«Борис Годунов» написан Пушкиным в важный для него момент перелома в его творчестве: он знаменует переход Пушкина от романтизма к реализму, к объективности, к истории, к народности…

Основный замысел трагедии… показать на историческом примере, как происходят восстания, какие исторические силы играют роль в судьбе государства, какова роль отдельных общественных групп в подобных бурных событиях — роль народа, высших классов и иностранного вмешательства.

Эпоха, выбранная Пушкиным, казалась ему крайне поучительной для понимания современности: Борис Годунов, достигший престол с помощью преступления, напоминал Александра I, также вступившего на престол после убийства его отца, в котором он принимал косвенное участие; аналогичным было и недовольство царем. <…>

…Пушкин вовсе не имел в виду включать историческую пьесу какие-либо намеки на современность… <…> Связь с современностью в замысле Пушкина была не в намеках и иносказаниях, а в том, что, изображения… события XVII века, он тем самым отвечал на вопросы, которые волновали его самого и его передовых современников, декабристов: как происходят революции в истории? что ими движет? какую роль в них играет народ? чем вызывается их успех?

Таков был у Пушкина замысел исторической трагедии. Пушкин в ней стремился полностью отказаться от всяких литературных и театральных эффектов, от выражения собственного мнения об изображаемых событиях; ему хотелось просто «воспроизвести историческую эпоху и исторических лиц»…

Конечно, в полной мере Пушкину не удалось «отказаться от своего образа мыслей, дабы полностью переселиться в век изображаемый»… <…> Точно также не удалось Пушкину избежать и фактических исторических ошибок: они были вскрыты позднейшей наукой.

 

 

Создавая свою трагедию, Пушкин нашел образец для нее в драмах Шекспира, преимущественно в… «Ричард II», «Генрих IV»… <…> Пушкин и самую форму своего «Бориса Годунова» заимствовал у Шекспира. Он отказался от единства места и времени, ввел в трагедию комические сцены, заменил обязательные пять длинных актов большим количеством маленький сцен и вместо рифмованного шестистопного ямба написал драму белым, нерифмованным стихом, а отдельные сцены — и прозой.

Основным источником для Пушкина при изображении исторических событий царствования Бориса Годунова была «История Государства Российского» Карамзина. <…> Весь ход действия «Бориса Годунова», речи действующих лиц полны намеками на те или иные события той эпохи, на различные связанные с ними обстоятельства и отношения. Для того чтобы полностью понимать содержание пушкинской драмы, необходимо знать эти события, обстоятельства и отношения. <…>

Построив свою трагедию на перечисленных событиях, Пушкин в основу ее положил определенную идею, которая состояла в том, что не боярские интриги, не польская интервенция, не слабость сопротивления Бориса… являются причинами успеха восстания, руководимого Самозванцем, и гибели Бориса Годунова, а народ, его настроение, его участие в этом восстании.

Пушкина упрекали современные ему (а также позднейшие) критики в том, что он неудачно выбрал героем трагедии такое лицо, как Борис Годунов, который с самого начала ведет себя как обреченный, почти не сопротивляется, не борется. Кроме того, по словам критиков, внимание зрителя и читателя двоится между двумя героями, Годуновым и Отрепьевым, и трудно сказать, кто из них настоящий герой пьесы. Эти упреки несправедливы и основаны на непонимании главной мысли пушкинской драмы. Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. <…>

Глубокий трагический образ Бориса Годунова, страстного честолюбца, не останавливающегося перед преступлением для достижения намеченной цели, способного на хитрую и сложную интригу — и в то же время умного, искренне желающего делать добро России и ее народу, любящего и нежного отца. Все эти противоречивые качества его характера прекрасно разработаны в ходе драмы.

Ему противопоставлен смелый, веселый, решительный и несколько легкомысленный авантюрист Григорий Отрепьев, привлекательный своей всесторонней талантливостью и простодушием баловня судьбы. Рядом с этими главными лицами Пушкин рисует образы бояр, духовенства, монахов, поляков, простого народа, иностранных офицеров-наемников. Среди них самые замечательные — Шуйский, хитрый и бесцеремонный интриган, «лукавый царедворец», монах-летописец Пимен, бродяга и пьяница Варлаам с его колоритной народной речью, честолюбивая, холодная авантюристка Марина.

Создав в своей драме целый мир живых людей… показав яркую картину исторической эпохи, насыщенную глубокой и верной мыслью, Пушкин имел все основания быть довольным.
(Источник: С. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)

Это был анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

— Все материалы по драме «Борис Годунов» — Все материалы по творчеству Пушкина

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий