Художник Б. М. Кустодиев |
Роман «Дубровский» — одно из самых известных прозаических произведений А. С. Пушкина.
В этой статье представлены материалы о жанре романа «Дубровский» Пушкина: анализ художественных особенностей произведения.
О жанре романа «Дубровский» А. С. Пушкина и его художественных особенностях
(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова «О романе «Дубровский»» из книги «Дубровский. Роман», 1977 г.)
«Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. <…>
В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положеие крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа.
Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе. В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера «Разбойники». Эта трагедия положила начало возникновеню множества «разбойничьих» драм, поэм, повестей и романов. Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Таковы герои романа Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини» (1797) — в Германии, романа Шарля Нодье «Жан Сбогар» (1818) — во Франции и поэм Д. Байрона «Лара» и «Корсар» (1814) — в Англии.
Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей. Судьба мужественных и смелых героев «разбойничьих» повестей и романов была таинственна и необычна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей.
Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками. В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не «разбойничков», а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал. <…>
В конце 20-х — начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях. Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман «Дубровский»; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.
Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой — молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы стить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).
Любовь молодого разбойника к дочери его врага — тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай.»
(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова «О романе «Дубровский»» из книги «Дубровский. Роман», 1977 г.)
(А. Яцимирский, статья в книге «Пушкин», из серии «Библиотека великих писателей» под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)
«…Пушкину принадлежит… первый серьезный и художественно-реальный социальный русский роман. С него начинается совершенно новый у нас литературно-общественный жанр…
Это — «Дубровский», набросанный наскоро, карандашом, в течение почти двух месяцев, с слабыми следами отделки, порой только с намеченными широкири картинами социального зла и с ясными ответом, данным, впрочем, не самим Пушкиным, а жизнью. Автор не отдавал «Дубровского» в печать… Скорее — потом, что находил в то время совершенно неудобным, даже невозможным для печатания подобных вещей. <…>
Как художник-гражданин, Пушкин в «Дубровском» нападает не на отдельные личности, а на весь государственный уклад. <…>
Социальная правда «Дубровского» и образа самого Дубровского состоит именно во всем ужасе того порядка, который делает навозможным существование масс, развращает тех, кто владеет этим массами и вызывает появление таких героев, которые своим благородством, идеализмом, рыцарством, душевной красотой приковывают к себе все симпатии масс, терроризируют угнетателей и власти, все время держат в напряжении внимание читателей, заставляют его трепетать за судьбу героев. Это те разбойники-идеалисты, которые не убивают, а только грабят, которые отнимают, отбирают у имущих слишком много, грабят не для себя, а для неимущих, далеки от жестокости, изуверства…
Образ разбойника много раз привлекал внимание Пушкина. Припомним Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Материалах для истории пугачевского бунта»… <…>
…но… нигде образ разбойника-идеалиста не вылился в такой законченной и цельной форме, как в «Дубровском».»
(А. Яцимирский, статья в книге «Пушкин», из серии «Библиотека великих писателей» под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)
Это были материалы о жанре романа «Дубровский» Пушкина: анализ художественных особенностей произведения.