Петр I в Полтавской битве. Иллюстрация К. И. Рудакова |
Поэма «Полтава» является одним из самых известных произведений знаменитого русского поэта и прозаика А. С. Пушкина.
В этой статье представлен анализ особенностей жанра поэмы «Полтава» Пушкина: мнение критиков о жанровой принадлежности произведения.
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина
Д. Благой об особенностях жанра поэмы «Полтава»
… [В поэме «Полтава»] Пушкин… создает новый жанр «лирической поэмы».
«Лирическая поэма» Пушкина… была ярким выражением настроений и чувствований того социального слоя родовитого деклассированного дворянства… к которому в значительной степени принадлежал и юноша Пушкин.
В «Полтаве» характерно сказывается явное стремление поэта вернуться к прежнему, некогда отвергнутому и осмеянному им жанру.
В рассказ о любовной интриге Мазепы и Марии вдвигается описание важного исторического события — Полтавской битвы. …Мазепа…обрисованный… самыми непривлекательными, самыми антипатичными чертами, постепенно вытесняется другим образом. Взамен отпавшего от своего коллектива героя-одиночки на первый план выходит фигура другого героя, предводителя коллектива, выразителя его воли и стремлений — эпическая фигура Петра.
Меняется… и самый язык «Полтавы». Наряду с «низкими», «простанородными» выражениями, словарь «Полтавы» изобилует высокими речениями, усеченными формамы и т.д. Этот частичный отказ Пушкина от своей же собственной языковой реформы не без иронии отмечался современными ему критиками. <…>
Вернуться к чистым формам героической поэмы XVIII века Пушкин… не мог.
Современная ему критика с неодобрением отмечала отсутствие единого плана, двойственность композиции, «раздвоение действия» «Полтавы»», заключавшей в себе две или даже «несколько поэм».
С точки зрения канонов и прежней «героической поэмы» и поэмы новой, «байронической», «Полтава», действительно, не выдерживает никакой критики.
Однако в этой «неканоничности» и заключается все художественное своеобразие произведения Пушкина.
В «Полтаве» мы являемся свидетелями своеобразного борения двух жанров — жанра эпической и лирической поэмы, борения, сказывающегося и в двойственности композиции, и в сопоставлении разных героев, и в колебании Пушкина в вопросе о названии поэмы: сперва поэт… хотел назвать ее «Мазепой», в конце концов назвал «Полтавой».
В беззаконном, соединяющем в себе два прямо противоположных жанра произведении Пушкина с исключительной наглядностью отображается живой процесс творческой эволюции поэта, с замечательной яркостью выступают все «откуда» и «куда» и его жизни и его творчества. <…>
…Сторонники старых, «классических форм» в искусстве считали, что Пушкин, осложнив повествование об «одном из самых… счастливых происшествий царствования Петр Великого» романической новеллой о любви Мазепы и Марии, «унизил» самую идею героической поэмы. <…>
«Полтавой» Пушкин вступил на ту «свободную дорогу» одинокого, непризнанного современниками творчества, по которой… двигала его железная логика его социального бытия.
(Д. Благой, очерк «Полтава в творчестве Пушкина». «Московский пушкинист. Статьи и материалы», ч. II, под ред. М. А. Цявловского, Москвка, 1930 г.)
Это был анализ особенностей жанра поэмы «Полтава» Пушкина: мнение критиков о жанровой принадлежности произведения.
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина