Петр I. Иллюстрация М. С. Родионова |
«Полтава» является одной из самых известных поэм великого русского поэта и прозаика Александра Пушкина.
В этой статье представлен анализ тем поэмы «Полтава» Пушкина: тематика и проблематика произведения.
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина
Тематика и проблематика поэмы «Полтава» Пушкина
И. 3. Серман о теме славы в поэме «Полтва»:
«Стремление к славе и отношение к ней, по замыслу Пушкина… так же как неуклонное желание мести (равно присущее Мазепе и Кочубею), были характерны для эпохи, давали возможность изобразить всех персонажей поэмы, их нравственные понятие и господствующие страсти времени.
Одновременно тема славы позволила Пушкину оценить поступки героев не только этически, но и исторически, по их значению для всего последующего хода истории. Слава по-разному осеняет героев «Полтавы» — в прямой зависимости от того, несколько личная деятельность героя, его страсти, его поступки совпадают с исторической необходимостью или противоречат ей. <…>
Мотив славы и — соответственно — бесславия — важнейшая побудительная причина поступков Кочубея в поэме. <…>
Слава, как нечто навеки утраченное, слава честного имени, могущества, власти — все это утеряно Кочубеем потому, что в борьбу с Мазепой он вступил, повинуясь не каким-либо высоким гражданственным идеям, а во имя личной мести — ведь изменнические замыслы Мазепы были ему давно известны… <…>
Карл XII у Пушкина действует только в погоне за славой для себя, за собственным успехом. <…>
Тема славы Петра, намеченная уже в эпиграфе, появляется в самой поэме только в решающий момент битвы, когда победа русских уже определилась… <…>
О славе Пушкин начал думать серьезно тогда, когда она пришла к нему самому. В 1824-1825 годах Пушкина тревожила тема славы в ее индивидуально-психологическом аспекте. О славе поэта говорится в «Цыганах», в «Сцене из Фауста»… Все эти поэтические размышления Пушкина о славе объединяет одна общая мысль о прихотливой случайности, с которой слава осеняет своего избранника. <…>
В работе над «Полтавой» Пушкин подошел к славе уже не с абстрактно-психологическим, а с конкретно-историческим критерием, опираясь на обоснование стремления к славе, как одной из самых могущественных страстей человека… <…>
В описании Полтавского боя тема славы получает и особое стилистическое воплощение… <…>
В эпилоге поэмы Пушкин как бы проверяет историей посмертную славу своих героев. Самое понятие «слава» в эпилоге ни разу не названо, его заменяют фразеологические синонимы или описательные обороты. <…>
Один из синонимов славы в поэме — это молва; слово это сопровождает Марию на всем протяжении поэмы… <…>
С именем Мазепы также соседствует молва, а не слава, когда в поэме идет речь о его юности…
А в эпилоге посмертная судьба («слава» или «бесславие») Мазепы выражена двояко, официально и в памяти народной. Официально церковь проклинает Мазепу… А народная память вопреки церковной анафеме сохранила песни, сочиненные Мазепой…
Посмертную славу Кочубея и Искры хранит их могила в Киево-Печерской лавра: память о них прочно утвердилась в потомстве…
Развалины Бендерской крепости символически представляют бесполезную славу безумного героя, Карла XII…
Нам представляется, что указанное выше проникновение темы славы в равной степени во все части поэмы… заменяет в «Полтаве» привычное жанровое и композиционное единство.»
(И. 3. Серман, статья «Художественная проблематика и композиция поэмы «Полтава», «А. С. Пушкин. Статьи и материалы. Ученые записки», выпуск 115, Горький, 1971 г.)
С. М. Бонди о темах поэмы «Полтавы»:
««Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу.
Первая тема «Полтавы» — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу…»
Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом — Полтавский бой и пир после победы.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа».
Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории. Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы (и в конец эпилога), драма Марии придает трагический характер и всему произведению.»
(С. М. Бонди, «Комментарии: А. С. Пушкин. «Полтава»», А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах» под ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди и др., 1959—1962 гг., том 3 («Поэмы, Сказки»))
Это был анализ тем поэмы «Полтава» А. С. Пушкина: тематика и проблематика произведения.
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина