Пушкин в селе Михаловском. Художник Н. Н. Ге |
Ода «Вольность» является одним из ранних произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.
В этой статье представлена критика об оде «Вольность» Пушкина: отзывы критиков XX века.
Все материалы по оде «Вольность»
Все материалы по творчеству Пушкина
Критика об оде «Вольность» Пушкина
И. Виноградов:
«Политический и религиозно-нравственный «либерализм» у Пушкина усиливается и определяется после выхода из лицея. Именно к этому периоду относятся наиболее резкие политические стихи. Это никак нельзя объяснить только биографически, а особенно лишь фактом выхода из школьных стен. Обострение оппозиционных настроений было связано с обострением реакции. Не следует забывать, что лицейский либерализм развивался не без ведома и не без покровительства самого Александра. К концу 10-х и к началу 20-х годов реакция усиливается, и это отражается на лагере либеральном. В эти годы Пушкиным написаны «Деревня», ода «Вольность» и ряд политических эпиграмм, навлекших на него правительственную опалу. <…>
Если мы посмотрим теперь на внутреннее содержание «свободы» в пушкинском понимании, то увидим, что она неразлучна с «просвещением» и «законом». «Учися в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить» говорит Пушкин в «Деревне». Не случаен в конце стихотворения и эпитет «свободы» — «просвещенная». В «Вольности» он пишет: «Везде неправедная власть, в сгущенной мгле предрассуждений воссела».»
(И. Виноградов, «Путь Пушкина к реализму», часть 2, 1934 г.)
Д. Д. Благой:
««Вольность» написана Пушкиным в 1817 или 1819 г. Непосредственным образом послужила ему знаменитая ода «Вольность» русского революционного писателя XVIII в. А. Н. Радищева… Сам Пушкин указывает на это в черновой редакции своего стихотворения «Памятник», говоря, что он «долго будет любезен народу», тем, что «вслед Радищеву восславил» свободу. Стихотворение Пушкина носит значительно более умеренный характер, чем ода Радищева, но в нем, по мнению новейших исследователей, содержатся намеки на косвенное участие царя Александра в убийстве его отца Павла I, что и явилось одной из основных причин ссылки Пушкина в 1820 г. на юг.
При жизни Пушкина стихотворение распространялось в большом количестве списков. Полностью могло быть напечатано в России только после революции.»
(Д. Д. Благой, комментарий к оде «Вольность», книга «А. С. Пушкин. Избранная лирика» под ред. Д. Д. Благого, Москва, из-во «Художественная литература», 1935 г.)
М. Храпченко:
«В 1817 Пушкин написал стихотворение «Вольность», которым начинается цикл произведений политической лирики. В них поэт подвергнул острой критике феодально-крепостнический строй. <…>
Политические стихотворения Пушкина — ненапечатанные — распространялись в рукописном виде и сыграли огромную роль. Правительство Александра I, обеспокоенное популярностью вольнодумных стихотворений («Вольность», «Деревня», «Ноэль», политические эпиграммы), намеревалось сослать Пушкина в Сибирь, но благодаря заступничеству друзей (Жуковского, А. Тургенева, Карамзина) Пушкин в мае 1820 был выслан на юг России.»
(М. Храпченко, статья «Пушкин А. С.» в «Литературной энциклопедии», 1935 г.)
Б. В. Томашевский:
«Политическая идеология «Вольности» свидетельствует о влиянии на Пушкина умеренных либеральных идей, получивших господство в западной публицистике после восстановления Бурбонов. <…>
Пушкин провозглашает сочетание отвлеченной «вольности» с «мощными законами». Этот закон превыше «народа» и «царей». Попрание закона царем, так же как и народом, противно Пушкину.» (Б. В. Томашевский, очерк «Пушкин», книга «А. Пушкин. Памятка (статьи и материалы для доклада)», 1937 г.)
Д. Гершензон:
«Взгляды молодого поэта более четко определились в тот период его творчества (1817—25), когда он непосредственно столкнулся с общественной средой и сблизился с будущими деятелями движения декабристов. С ростом политического сознания Пушкина росло его поэтическое мастерство, он создает насыщенную глубоким содержанием, яркую по своему художественному выражению политическую лирику. В стихотворениях «Вольность» (1817), «Сказки» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. поэт призывает к освобождению России от рабства и произвола. В этих стихотворениях так же, как и в написанных позже («Кинжал», 1821, и «Андре Шенье», 1825). Пушкин бросает призыв к восстанию. В политической лирике Пушкин, служившей мощным средством революционной пропаганды, социальный протест и революционный призыв звучат страстно и бурно, политические мысли выражены четко и ярко. В стихотворении «Вольность» поэт угрожающе восклицает: «Тираны мира! трепещите!». <…>
Однако в стихотворениях «Вольность» и «Деревня» Пушкин допускает путь законодательных реформ и верит в возможность увидеть «рабство, падшее по манию царя». Это противоречие между стремлением увидеть «народ неугнетенный» и надеждой, что царь сам уничтожит рабство, можно объяснить влиянием в тот период на Пушкина деятелей Северного общества декабристов, выступавших за отмену крепостного права и вместе с тем за сохранение конституционной монархии. Политические стихотворения Пушкина занимают значительное место в его творчестве. Они являются ярким подтверждением его революционных убеждений.»
(Д. Гершензон, статья «Пушкин А. С.» в «Большой советской энциклопедии», 1940 г. (том 47))
Ю. М. Лотман:
«…Начало оды «Вольность» — демонстративный отказ от любовной поэзии и обращение к вольнолюбивой Музе. …Идея осуждения любовной поэзии и противопоставление ей поэзии политической была почти всеобщей в декабристских и близких к ним кругах. <…> Ода «Вольность» выражала политические концепции Союза Благоденствия…»
(Ю. М. Лотман, «А. С. Пушкин. Биография писателя», глава 2, 1981 г.)
Это была критика об оде «Вольность» А. С. Пушкина: отзывы критиков XX века.
Все материалы по оде «Вольность»
Все материалы по творчеству Пушкина