Описание картины «Осенний день. Сокольники» Левитана: материалы для сочинения

Описание картины "Осенний день. Сокольники" Левитана: материалы для сочинения
«Осенний день. Сокольники».
И. Левитан

Исаак Левитан является выдающимся русским художником-пейзажистом.

В этой статье представлено описание картины «Осенний день. Сокольники» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

 

 

Описание картины «Осенний день. Сокольники» Левитана

Картина «Осенний день. Сокольники» была написана Левитаном в 1879 году. Картина размером 63,5 х 50 см выполнена маслом на холсте.

История создания картины «Осенний день. Сокольники»:

«Как-то зашел Николай Чехов [брат писателя]… Левитан хотел показать ему новую картину. Он поставил на стул небольшую, еще не совсем просохшую картину. …Осень. Тихий, печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца; они уже засыпали землю желтыми, золотыми, коричневыми листьями… <…>

…картина Чехову в общем нравилась; он сказал только, что она выиграет, если по дороге пойдет красивая женщина. Чехов уговорил Левитана, и через несколько дней по осенней дороге уже шла молодая женщина в черном платье — ее вписал в картину Чехов.

Стала ли картина лучше? Саврасов считал, что картина испорчена. И, возможно, где-то в глубине души Левитан был согласен с ним. Ведь его «Осенний день» должен сам по себе передать зрителю поэтическое, грустное настроение осеннего дня, захватить его тем чувством, с каким он, художник, писал картину. А если этого нет, значит, он не справился с работой. Но переделывать было некогда, да и друга обижать не хотелось. Так и осталась на картине Левитана молодая женщина, написанная Николаем Чеховым.

25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. <…> К концу дня приехал Павел Михайлович Третьяков. <…> Вот он подошел к картине «Осенний день. Сокольники». Долго стоял перед ней. Ему понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. А молодому художнику в первое мгновение захотелось убежать, спрятаться. Потом он стоял перед Третьяковым, растерянный, застенчивый и очень счастливый, и не знал, что говорить.

Третьяков сказал, что картину он купит для галереи и может заплатить за нее сто рублей. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана. Она и до сих пор висит в левитановском зале.»

(из книги Н. С. Шер «Исаак Левитан»)

 

 

Описание картины «Осенний день. Сокольники» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:

«В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились… Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину «Осенний день. Сокольники» (1879 г.).

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. …работа отличается органичностью. В ней чисто и совершенно звучат уже специфически левитаноские интонации и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и «картинной» поэтической содержательности пейзажа.

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осенного увядания и человеческого одиночества.

Картина вызывает ассоциации с лирикой осени в русской поэзии, которую знал и любил Левитан и в которой в подобных состояних природы виделись то «грустный взгляд» (Иван Тургенев), то «та кротная улыбка уваданья…» (Федор Тютчев). Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие ее тонкие пожелтевшие клены и темпные высокие хвойные деревья, влажная дымка воздуха — все в картине «участвует» в создаии проникновенного и целостного «музыкального» образного строя.

Замечательно написаны плывущие по пасмурному небу серые облака (отныне «лирика неба»… стала одним из неповторимых достоинств левитановской живописи). «Прочитывается» в «Осеннем дне» влияние и Василия Поленова, и французского живописца барбизонской школы Камиля Коро, одного из любимейших художников Левитана…

Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине — «Осенние листья». <…>

Картина «Осенний день. Сокольники» была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценку — была приобретена Павлом Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим в ней не «красоту», но душу, единство поэзии и правды.

Успех картины «Осенний день. Сокольники» придал Левитану уверенность в силах и на некоторое время облегчил его материальное положение. Но условия его жизни еще долго оставались тяжелыми.»

(из книги В. Петрова «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Описание картины «Осенний день. Сокольники» на сайте Третьяковской Галереи:

«В небольшой, почти этюдной по живописной манере картине ощущается глубина и всеохватность пространства. Словно входишь в величественный храм природы, где соразмерны земной и небесный пути.
Торжественно тянутся ввысь стволы сосен, пылает, освещая сумрачную аллею, будто пламенем костра, желтая листва кленов. Художник отходит от строгой реалистической манеры, нанося краску разнообразными дробными мазками, благодаря чему живописная поверхность приобретает повышенную эмоциональную выразительность,
Хрупкая женская фигурка кажется случайной, затерявшейся в пустынных аллеях безлюдного парка. Эта одинокая душа погружена в себя и не замечает строгой торжественности окружающего мира, его задумчивой грусти. Левитан уловил характерный для его времени разлад души человека и вечного мира природы.

(сайт Третьяковской Галереи, страница о картине «Осенний день. Сокольники»)

Это было описание картины «Осенний день. Сокольники» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий