Иудушка и умирающий Павел. Художники Кукрыниксы |
Павел Головлев является одним из центральных героев романа «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Павла Головлева в романе «Господа Головлевы»: описание в цитатах.
Образ и характеристика Павла Головлева в романе «Господа Головлевы»: описание в цитатах
Павел Владимирович Головлев является младшим сыном помещицы Арины Петровны Головлевой:
«Детей было четверо: три сына и дочь.»
«…к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, не то чтоб любила, а словно побаивалась.»
«Наконец младшие дети, Порфирий и Павел Владимирычи…»
Он служит офицером в Петербурге, а затем уходит в отставку и поселяется в своем имении Дубровино:
«Наконец младшие дети, Порфирий и Павел Владимирычи, находились на службе в Петербурге: первый – по гражданской части, второй – по военной.»
«Ты думаешь, что офицер, так и управы на тебя не найдется!»
«…тотчас же вышел в отставку («так, без материнского благословения, как оглашенный, и выскочил на волю!») и поселился в Дубровине.»
Павел Головлев – холостой человек:
«Порфирий был женат, Павел – холостой.»
О внешности героя известно следующее:
«…я как сейчас помню, как он из корпуса вышел: стройный такой, широкоплечий, кровь с молоком…» (внешность Павла в молодости)
По характеру Павел представляет полную противоположность своему старшему брату Порфирию:
«Совершенную противоположность с Порфирием Владимирычем представлял брат его, Павел Владимирыч.»
Павел Головлев – человек, не способный на какие-либо поступки:
«Это было полнейшее олицетворение человека, лишенного каких бы то ни было поступков.»
«…в конечном результате, получается человек, лишенный поступков.»
«…за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и ничего больше.»
«Павел Владимирыч, как человек, лишенный поступков…»
Это необщительный человек, который любит жить в отчуждении от людей:
«Еще мальчиком он не выказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей. Забьется, бывало, в угол, надуется и начнет фантазировать. Представляется ему, что он толокна наелся, что от этого ноги сделались у него тоненькие, и он не учится. Или – что он не Павел‑дворянский сын, а Давыдка‑пастух, что на лбу у него выросла болонб, как и у Давыдки, что он арапником щелкает и не учится.»
Павел Головлев – «тихоня»:
«Пошел с моих глаз… тихоня! ты думаешь, что забьешься в угол, так я и не понимаю?»
«…раздавались стоны братца Павлушки‑тихони, задохшегося на антресолях дубровинского дома.»
Он неласковый сын, по мнению его матери, которая сама не отличается добротой и нежностью:
«– …нет того, чтобы к матери подойти: маменька, мол, приласкайте меня, душенька!«
«Вот Порфиша: и приласкался и пожалел – все как след доброму сыну сделал, а ты и на мать‑то путем посмотреть не хочешь, все исподлобья да сбоку, словно она – не мать, а ворог тебе! Не укуси, сделай милость!»
Злая мать Арина Петровна относится к Павлу равнодушно:
«…к младшему сыну была более или менее равнодушна…»
Павел считает, что мать всегда его притесняет. Действительно, когда старуха делит свои владения, она отдает Павлу часть похуже (имение Дубровино), а Порфирию – получше (имение Головлево):
«Десять лет он такой! Всегда вы меня притесняете!»
«При этом Порфирию Владимирычу была выделена лучшая часть, а Павлу Владимирычу – похуже.»
Павел Головлев нередко огрызается против матери, но в то же время боится ее:
«В довершение всего он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня.»
«Мне что ж! – огрызнулся Павел Владимирыч, обеспокоенный в самом разгаре своего занятия.»
«…Павел не только ни об чем с ней не советуется, но даже при встречах как‑то сквозь зубы говорит!»
Он угрюмый человек:
«Повторяю: это был человек угрюмый, но за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и ничего больше.»
Это апатичная и загадочно-угрюмая личность:
«Шли годы, и из Павла Владимирыча постепенно образовывалась та апатичная и загадочно‑угрюмая личность, из которой, в конечном результате, получается человек, лишенный поступков. Может быть, он был добр, но никому добра не сделал; может быть, был и не глуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. Он был гостеприимен, но никто не льстился на его гостеприимство; он охотно тратил деньги, но ни полезного, ни приятного результата от этих трат ни для кого никогда не происходило; он никого никогда не обидел, но никто этого не вменял ему в достоинство; он был честен, но не слыхали, чтоб кто‑нибудь сказал: как честно поступил в таком‑то случае Павел Головлев!»
«…сейчас же опустился, и лицо его приняло прежнее апатичное выражение.»
Павел Головлев – бесчувственный, холодный человек:
«Тем не менее Порфирий Владимирыч вышел из папенькинова кабинета взволнованный и заплаканный, а Павел Владимирыч, как «истинно бесчувственный идол», только ковырял пальцем в носу.»
«Напротив того, Павел поблагодарил мать холодно («точно укусить хотел»)…»
Когда Павел становится хозяином имения Дубровино, его слуги Улитушка и Кирюшка обкрадывают его. При этом Павел не слушает мать, когда та пытается раскрыть ему глаза на расхищения:
«Всем в доме Павла Владимирыча заправляли: во‑первых, ключница Улитушка, женщина ехидная и уличенная в секретной переписке с кровопивцем Порфишкой, и, во‑вторых, бывший папенькин камердинер Кирюшка, ничего не смысливший в полеводстве и ежедневно читавший Павлу Владимирычу холуйского свойства поучения. Оба крали немилосердно. Сколько раз болело сердце Арины Петровны при виде господствовавшего в доме расхищения! сколько раз порывалась она предупредить, раскрыть сыну глаза насчет чая, сахару, масла!»
«Потому что едва разевала она рот, чтобы заметить что‑нибудь, как Павел Владимирыч в ту же минуту ее осаживал.»
Он ленивый помещик, который не занимается своим имением:
«– Ты бы побольше руки сложа сидел!
– И зачем только это Дубровино мне досталось? – жаловался он, – что в нем?»
Мать называет Павла «подлецом» и «извергом»:
«Не раз ее подмывало крикнуть: вон с моих глаз, подлец!»
«Господи! и в кого я этаких извергов уродила!»
За лень и апатичность Арина Петровна называет Павла «блаженным»:
«Один – кровопивец, другой – блаженный какой‑то!»
Павел всей душой ненавидит своего брата Иудушку, но при этом боится его:
«…кровопивец Порфишка. Он сам не сознавал вполне, как глубоко залегла в нем ненависть к Порфишке. Он ненавидел его всеми помыслами, всеми внутренностями, ненавидел беспрестанно, ежеминутно.»
«Он ненавидел Иудушку и в то же время боялся его.»
Пьянствуя, Павел Головлев уходит в свой фантастический мир и вспоминает все обиды и унижения, которые он вынес от брата Иудушки:
«Уединившись с самим собой, Павел Владимирыч возненавидел общество живых людей и создал для себя особенную, фантастическую действительность.»
«Павел Владимирыч пил и припоминал. Припоминал все обиды и унижения, которые ему приходилось вытерпеть, благодаря претензии Иудушки на главенство в доме. В особенности же припоминал раздел имения, рассчитывал каждую копейку, сравнивал каждый клочок земли – и ненавидел. В разгоряченном вином воображении создавались целые драмы, в которых вымещались все обиды и в которых обидчиком являлся уже он, а не Иудушка.»
Павел Головлев – глупый человек, «дурак», по мнению матери:
«Молчит‑молчит Арина Петровна, слушая глупые речи…»
«А то и вижу, что вы меня за дурака считаете! Ну, и положим, что я дурак, и пусть буду дурак! зачем же приходите к дураку?»
«Вы на весь свет меня дураком прославили – ну, и дурак я! И пусть буду дурак!»
Он простой человек. Окружающие пользуются его простотой ради своей выгоды:
«…сознавались, что по временам пользовались простотою покойного в ущерб ему, – да ведь кто же знал, что этой простоте так скоро конец настанет? Жила‑жила простота, думали, что ей и веку не будет, а она вдруг… «
Павел Головлев, как и многие члены его семьи, несет в себе три главные черты – праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой:
«Именно такого рода злополучный фатум тяготел над головлевской семьей. В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой.»
С годами герой начинается пьянствовать, уходить в запой:
«Вот от этого самого Павел Владимирыч и погибает в цвете лет – от водки от этой! – говорит доктор…»
«Матушки! да, никак, он у вас пьет? – спросила она однажды Улитушку.»
«…Арина Петровна сделала ужасное открытие: Павел Владимирыч пил. Страсть эта въелась в него крадучись, благодаря деревенскому одиночеству, и, наконец, получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу.»
«И чем больше овладевал Павлом Владимирычем запой, тем фантастичнее и, так сказать, внезапнее становились его разговоры.»
В конце концов Павел Головлев спивается и умирает, как и его старший брат Степан:
«Таким образом шли дни за днями, покуда наконец Павел Владимирыч не очутился лицом к лицу с смертным недугом.»
«Подобно тому как оба брата его умерли, одержимые запоем…» (о смерти Павла и его брата Степана)
При жизни никто не обращает внимания на Павла Головлева, но, когда он умирает, всем становится его жалко:
«При жизни никто не обращал внимания на Павла Владимирыча, со смертью его – всем сделалось жалко. Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо». Все эти качества, казавшиеся прежде отрицательными, теперь представлялись чем‑то положительным, и из неясных обрывков обычного похоронного празднословия вырисовывался тип «доброго барина». Многие в чем‑то раскаивались…»
Это был цитатный образ и характеристика Павла Головлева в романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина: описание в цитатах.