Критика о романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина, отзывы современников

Критика о романе "История одного города" Салтыкова-Щедрина, отзывы современников
Город Глупов.
Художники Кукрыниксы

Сатирический роман «История одного города» Салтыкова-Щедрина — это выдающееся произведение русской литературы XIX века.

В этой статье представлена критика о романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина, отзывы современников.

 

Критика о романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Отзыв в газете «Неделя»:

«Это превосходная, мастерски написанная сатира на градоначальников, и мы советовали бы нашим влиятельным людям познакомиться с этим новым произведением талантливого рассказчика прежде, чем они решатся подать свой голос за проект о расширении губернаторской власти».»
(газета «Неделя», март 1870 г.)

Отзыв С. Т. Герцо-Виноградского:

«Произведения г. Щедрина касаются только небольшого числа администраторов среднего полета и известного направления… <…> …вы часто недоумеваете, куда бьет его сатира…»
(газета «Новороссийский телеграф», 1869 г., № 219)

Отзыв в газете «Санкт-Петербургские ведомости»:

««История одного города» принадлежит, по нашему мнению, к числу наиболее удачных произведений г. Салтыкова за последние годы. Эта юмористическая «история», пожалуй, даст больше материалов для уразумения некоторых сторон нашей истории, чем иные труды присяжных историков.»
(газета «Санкт-Петербургские ведомости», 1870 г.):

Отзыв И. С. Тургенева:

««История одного города» — это в сущности сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия, изложенная в форме комического описания города Глупова и начальников, последовательно правивших им с 1762 по 1826 г.

Целиком перевести ее невозможно, и западная публика, я думаю, не поняла бы и не оценила бы ее. Местный колорит здесь слишком силен, а язык слишком часто сбивается на жаргон. Часто также автор дает полную волю своему воображению и доходит до совершенных нелепостей. Так, например, в ряду типичных градоначальников Глупова есть один, у которого вместо головы — pâté de foie gras*… (*паштет из гусиной печенки (франц.)) Весьма возможно, что подобные нелепицы введены с умыслом, чтобы сбить с толку слишком бдительного или чиновного читателя.

В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл (я бы даже сказал — сдержанность), сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы.<…> …эта странная и поразительная книга, представляющая в аллегорической по необходимости форме слишком верную, увы! картину русской истории. В особенности я хотел бы обратить внимание на очерк о городничем Угрюм-Бурчееве, в лице которого все узнали зловещий и отталкивающий облик Аракчеева, всесильного любимца Александра I в последние годы его царствования.»

(И. Тургенев, критическая статья в английском журнале «The Academy» , 1 марта 1870 г.)

Отзыв А. С. Суворина в журнале «Вестник Европы»:

«…ни история, ни настоящее вовсе не говорят нам ничего похожего на те картины, которые нарисовал г. Салтыков…»
(журнал «Вестник Европы», статья «Историческая сатира» А. С. Суворина, 1871 г.)

Очерк из книги «М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях»: 

«Было бы… совершенно ошибочно… делать вывод, что «История одного города» — историческая сатира. Исторические элементы в ее содержании, конечно, есть, но Щедрин пользуется ими для того, чтобы заклеймить не только прошлое, но в особенности настоящее самодержавно-монархического государства. Большего развенчания абсолютизма, большего глумления над теми, кто называл себя «помазанниками божьими», и представить себе невозможно!

«История одного города» принадлежит к числу наиболее смелых произведений не только Салтыкова-Щедрина, но и всей русской классической литературы XIX в. Это поистине громоносный удар по самодержавию.

Заметим, при этом, что автор отнюдь не ограничился тем, что пригвоздил к позорному столбу самодержцев и самодержиц, выявив их безграничное невежество, глупость, распутство, жестокость, звериный эгоизм и т.д.; он решился сказать несколько горьких слов по адресу народа, который терпит подобных властителей. <…>

Не высокомерие, не презрение к народу руководило в данном случает Щедриным, а любовь к народу, страстное желание, чтобы он превозмог свои «смирение да терпение» и перестал мириться со всеми этими Брудастыми…

Глубина общественного смысла сочетается в «Истории одного города» с блестящей художественной формой.»

(«М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях», сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)

Это была критика о романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина, отзывы современников писателя.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий