Княжна Марья и Андрей Болконский. Художник А. Николаев |
Княжна Марья Болконская (Мари) является одной из центральных героинь романа «Война и мир» Льва Толстого.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир»: описание внешности, личности и характера в цитатах.
— Все материалы о княжне Марье
— Все материалы по роману «Война и мир»
Характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир»
Княжна Марья является богатой знатной дворянкой, девушкой на выданье:
«…Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей.» (том 1 часть 1 глава XXII)
«Возьмут за связи, за богатство…» (том 1 часть 3 глава IV)
Марья — дочь богатого влиятельного князя Николая Болконского:
«Отец очень богат и скуп…» (том 1 часть 1 глава I)
Она родилась в Кишиневе. Судя по всему, в то время ее отец Николай Болконский нес там службу:
«Няня-Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница-княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянскою бабой-молдаванкой, вместо бабушки.» (том 2 часть 1 глава VIII)
Марья является родной сестрой одного из главных героев роман, Андрея Болконского:
«У нее брат, вот чтó недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова…» (том 1 часть 1 глава I)
О внешности княжны Марьи известно, что она является некрасивой девушкой:
«Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо.» (том 1 часть 1 глава XXII)
«…делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…» (том 1 часть 1 глава XII)
«Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она.» (Марья о своей внешности, том 1 часть 3 глава III)
«…к злому старику и к богатой уродливой наследнице…» (том 1 часть 3 глава III)
«Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею…» (том 1 часть 3 глава III)
«…а ей уродовать себя нечего — и так дурна.» (старик Болконский о Марье, том 1 часть 3 глава IV)
«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство.» (старик Болконский о Марье, том 1 часть 3 глава IV)
«Бедняга! Чертовски дурна!» (Анатоль Курагин о Марье, том 1 часть 3 глава IV)
При этом у некрасивой княжны Марьи прекрасные, большие и лучистые глаза:
«Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…» (том 1 часть 1 глава XXII)
«…в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…» (том 1 часть 1 глава XXIII)
«…сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея…» (том 1 часть 1 глава XXIII)
«Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…» (том 1 часть 1 глава XXV)
«Княжна Марья… с заплаканными прекрасными глазами, все еще смотрела в дверь…» (том 1 часть 1 глава XXV)
У княжны Марьи тяжелая походка:
«…тяжело ступая, перешла к столу…» (том 1 часть 1 глава XXII)
«…тяжелые ступни княжны Марьи …» (том 1 часть 1 глава XXIII)
«Это были тяжелые шаги княжны Марьи…» (том 1 часть 1 глава XXV)
«…она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки…» (том 1 часть 3 глава IV)
«…княжна Марья, своими тяжелыми мягкими шагами подбегая к невестке…» (том 2 часть 1 глава VIII)
Княжна Марья является неловкой, неграциозной девушкой:
«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство…» (том 1 часть 3 глава IV)
«…сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали…» (том 2 часть 1 глава VII)
Марья Болконская получила домашнее образование. Ее отец сам обучал ее математике:
«Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, — радостно отвечала княжна Марья…» (том 1 часть 1 глава XXIII)
«Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки…» (том 2 часть 2 глава VIII)
Княжна Марья является прелестной девушкой, несмотря на свою некрасивую внешность, по мнению губернаторши Воронежа:
«Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна…» (том 4 часть 1 глава V)
Марья является очень чистой, невинной девушкой, по мнению ее подруги мадемуазель Бурьен:
«Но вы презираете меня, вы, столь чистая, должны презирать меня, вы никогда не поймете этого увлечения страсти…» (том 1 часть 3 глава V)
Княжна Марья — добрая девушка. Например, она не держит обиду на свою подругу мадемуазель Бурьен за то, что та флиртовала с Анатолем Курагиным, который приехал свататься к Марье. Более того, добрая Марья готова помочь Бурьен выйти замуж за Анатоля:
«Я всё сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою…» (том 1 часть 3 глава V)
Княжна Марья является кроткой, спокойной девушкой:
«…в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила…» (Жюли о Марье, том 1 часть 1 глава XXII)
«…с кроткою и робкою княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом…» (том 2 часть 2 глава XIV)
Марья Болконская — робкая девушка:
«Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь …» (том 1 часть 1 глава XXII)
«…сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь…» (том 1 часть 1 глава XXII)
Она является глубоко верующей девушкой:
«Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею…» (том 1 часть 1 глава XXV)
«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия…» (том 2 часть 3 глава XXV)
«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…» (том 2 часть 3 глава XXV)
Старый князь Болконский и княжна Марья. Художник В. Серов |
Княжна Марья прежде всего ценит в людях их душевные качества, их «прекрасное сердце»:
«…прекрасное сердце… это то качество, которое я более всего ценю в людях…» (Мари о себе, том 1 часть 1 глава XXII)
Марья терпит много обид от своего сурового отца, старого князя Николая Болконского, который отличается тяжелым характером. Несмотря на это княжна Марья любит и почитает отца:
«…все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее.» (том 2 часть 3 глава XXV)
«Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью…» (том 2 часть 3 глава XXV)
Княжна Марья не любит порядок. Она содержит свой письменный стол в беспорядке:
«…села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен…» (о порядке в доме, том 1 часть 1 глава XXII)
Она умеет играть на клавикорде (предшественнике фортепиано):
«Между двенадцатью и двумя часами, сообразно с заведенным порядком дня… княжна играла на клавикордах …» (том 1 часть 1 глава XXII)
«…из-за затворенных дверей слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты…» (том 1 часть 1 глава XXIII)
«…слышался опять и опять повторяемый пассаж…» (о клавикордах, том 1 часть 1 глава XXIII)
Княжна Марья всю жизнь живет в деревне. Ей нравится деревенская жизнь:
«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни…» (том часть глава )
Княжна Марья помогает «божьим людям» — юродивым и странникам, которые посещают ее в тайне от сурового старика Болконского:
«Это Машины божьи люди, — сказал князь Андрей. — Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.» (том 2 часть 2 глава XIII)
«…этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю…» (том часть глава )«Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя…» (том 2 часть 3 глава XXVI)
У княжны Марьи есть лучшая подруга Жюли Карагина, с которой она много лет переписывается. Наконец, когда подруги снова встречаются лично в Москве, они оказываются чужими друг для друга. Их дружба, судя по всему, прекращается:
«…ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина…» (том 1 часть 1 глава XXII)
«…Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично.» (том 2 часть 5 глава II)
«…Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю.» (том 2 часть 5 глава II)
Марья Болконская также с детства знает одного из главных героев романа Пьера Безухова. Она очень хорошо к нему относится и дорожит его мнением:
«…о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях…» (том 1 часть 1 глава XXII)
«И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!» (том 2 часть 5 глава IV)
Из-за тяжелого характера своего отца княжна Марья долго не может выйти замуж. Отец всячески пытается удержать дочь при себе. В результате Марья становится «старой невестой» и уже теряет надежду на замужество:
«Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? — думал он, — наверно, быть несчастною.» (том 1 часть 3 глава IV)
«Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом.» (том 2 часть 5 глава II)
«Решительно, это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche одна, княжна Болконская другая.» (о старых невестах, том 3 часть 2 глава XVII)
Только после смерти отца и брата княжна Марья наконец выходит замуж за Николая Ростова, у супругов рождаются дети. Выйдя замуж, княжна Марья Болконская становится графиней Марьей Ростовой (см. История любви Марьи Болконской и Николая Ростова):
«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.» (эпилог часть 1 глава VII)
Это была цитатная характеристика и образ княжны Марьи Болконской (Мари) в романе «Война и мир» Толстого: описание внешности, характера и личности героини.