«Читающая девушка». Художник П. О. Ренуар |
Три княжны Мамонтовы являются одними из второстепенных персонажей знаменитого романа «Война и мир» Льва Толстого.
В этой статье представлена цитатная характеристика трех княжон Мамонтовых в романе «Война и мир»: описание внешности и характера сестер Мамонтовых в цитатах.
— Все материалы по роману «Война и мир»
Княжны Мамонтовы в романе «Война и мир» Толстого (Катишь и др.)
Княжны Мамонтовы — это три сестры, которая являются племянницами старого графа Кирилла Безухова и кузинами Пьера Безухова (его двоюродными или троюродными сестрами). Княжны живут в доме своего дяди графа Безухова:
«…я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…» (о старом графе Безухове, том 1 часть 1 глава XII)
«…вышла одна из княжен-племянниц графа…» (том 1 часть 1 глава XII)
Старшую княжну зовут Катишь (Екатерина), среднюю — Ольга, а самую младшую — Софи:
«Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, — проговорил князь…» (том 1 часть 1 глава XVIII)
«Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки…» (Катишь обращается к сестре, том 1 часть 1 глава XIII)
Полные имена сестер — Катерина Семеновна, Ольга Семеновна и Софья Семеновна Мамонтовы:
«Милая ты моя княжна Катерина Семеновна! — нетерпеливо заговорил князь Василий.» (упоминается отчество княжон, том 1 часть 1 глава XVIII)
Старшая сестра Катишь Мамонтова является строгой и угрюмой девушкой:
«…строгая девица…» (том 1 часть 1 глава XIII)
«Столь сердитая старшая из княжен…» (том 1 часть 3 глава I)
«— Я думала, не случилось ли что́? — сказала княжна и с своим неизменным, каменно-строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.» (том 1 часть 1 глава XVIII)
О внешности Катишь Мамонтовой известно, что у нее очень длинная талия и приглаженные волосы «как у куклы»:
«Из внутренних комнат отворилась дверь, и вышла одна из княжен-племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно-несоразмерною по ногам длинною талией.» (том 1 часть 1 глава XII)
«Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица…» (том 1 часть 1 глава XIII)
«Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.» (том 1 часть 1 глава XVIII)
«Княжна, с своею несообразно-длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами.» (том 1 часть 1 глава XVIII)
«Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку…» (том 1 часть 1 глава XVIII)
«…тонкие губы побледнели (глаза остались те же)…» (том 1 часть 1 глава XVIII)
«Столь сердитая старшая из княжен, с длинною талией, с приглаженными, как у куклы, волосами…» (том 1 часть 3 глава I)
«…эта статуеобразная княжна могла так измениться…» (том 1 часть 3 глава I)
Средняя сестра Ольга и младшая Софи внешне очень похожи между собой. Они отличаются только родинкой над губой, которая есть у Софи. Эти две сестры являются румяными и хорошенькими девушками:
«…младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах.»
«…младшая, без родинки…» (под младшей автор имеет в виду среднюю, Ольгу)«Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою…» (том 1 часть 1 глава XX)
«…самая младшая, хорошенькая, с родинкой…» (том 1 часть 3 глава I)
Младшая сестра Софи отличается смешливым характером:
«…самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку…» (том 1 часть 1 глава XIII)
«Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.» (том 1 часть 1 глава XIII)
«Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну.» (том 1 часть 1 глава XX)
В начале романа княжны Мамонтовы не очень ласковы со своим кузеном Пьером Безуховым. Это происходит потому, что Пьер ведет себя непристойно в холостяцких компаниях, о чем знают все в обществе. Девушки считают, что Пьер расстраивает своего больного отца, графа Безухова, в том время, как они, напротив, заботятся о старике. Кроме того, Пьер является незаконнорожденным сыном графа, что, вероятно, тоже влияет на их отношение к нему:
«Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами…» (том 1 часть 1 глава XIII)
«— Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
— Могу я видеть графа? — повторил Пьер.
— Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, — прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.» (диалог Катишь и Пьера, том 1 часть 1 глава XIII)
Забота княжон о больном дяде заключается в том, что они приносят ему бульон с кухни, дают лекарство и т.д.:
«Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному.» (том 1 часть 1 глава XVIII)
Судя по всему, княжны Мамонтовы искренне переживают за здоровье дяди. В романе не раз упоминается о том, что девушки плачут в связи с болезнью старого графа:
«Вторая княжна вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена…» (том 1 часть 1 глава XVIII)
Старшая из сестер, Катишь Мамонтова, считает, что она «всем пожертвовала» ради своего дяди, старого графа Безухова. Судя по всему, княжна преувеличивает свои заслуги перед стариком, так как она проживает в его доме и, судя по всему, за его счет:
«— Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, — сказала она. — Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь. <…>
— Тех людей, которые всем пожертвовали для него, — подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, — чего он никогда не умел ценить.» (том 1 часть 1 глава XVIII)
Княжны Мамонтовы, судя по всему, являются кузинами княгини Курагиной, жены князя Василия Курагина. Поэтому тот называет девушек и своими кузинами тоже. Три сестры Мамонтовы и жена князя Василия являются официальными наследницами старика Безухова и надеются получить его милионное наследство (смотрите Наследство Пьера Безухова):
«Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, — продолжал князь Василий…» (том 1 часть 1 глава XVIII)
«…ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа.» (князь Василий о жене и княжнах, том 1 часть 1 глава XVIII)
Сестры Мамонтовы и князь Василий с женой знают, что у графа Безухова хранится завещание, по которому его незаконнорожденный сын Пьер может наследовать все его миллионное состояние:
«— Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, — ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухов, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s’en suit* {*и всего, что отсюда вытекает}, ничего не останется. Это верно. <…>
— …Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница.» (том 1 часть 1 глава XVIII)
В ночь перед смертью старика Безухова князь Василий и Катиш выкрадывают портфель с завещанием из-под подушки больного, пока тот лежит не в кровати, а в кресле. Князь Курагин и Катишь надеются уничтожить завещание и остаться законными наследниками старика. Однако в дело вмешивается Анна Михайловна Друбецкая, дальняя родственница умирающего графа. Друбецкая, напротив, надеется, что завещание будет обнародовано и Пьер станет наследником. Увидев портфель у Катишь, Анна Михайловна пытается отобрать его и в конце концов ей это удается. Старик Безухов умирает в эту же ночь. Завещание обнародуется и Пьер один получает в наследство миллионное состояние и графский титул:
«— …расскажи мне всё, что́ ты знаешь о завещании, и главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить.» (князь Василий о старом графе, том 1 часть 1 глава XVIII)
«Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней.» (том 1 часть 1 глава XXI)
По завещанию княжны Мамонтовы не получают ничего или получают небольшую сумму:
«Представьте себе, три княжны получили какую-то малость, князь Василий ничего, а Пьер — наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России.» (Жюли Карагина о Пьере, том 1 часть 1 глава XXII)
Когда Пьер становится миллионером и графом, сердитая княжна Катишь Мамонтова тут же меняет свое отношение к нему. Она говорит Пьеру, что жалеет о прошлых недоразумениях, и просит позволить ей остаться в доме на несколько недель. Добрый Пьер разрешает ей остаться. В благодарность Катишь даже начинает вязать шарф для него:
«Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинною талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за чтó. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.» (1805 г., том 1 часть 3 глава I)
Добрый Пьер дает Катишь Мамонтовой часть денег из своего наследства — 30 тысяч рублей (он делает это по совету князя Василия). С этих пор Катишь становится еще добрее к Пьеру. Две другие княжны тоже становятся ласковы к нему:
«— Сделай это для нее, mon cher; всё-таки она много пострадала от покойника, — сказал ему князь Василий, давая подписать какую-то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё-таки бросить бедной княжне с тем, чтоб ей не могло прийти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.» (том 1 часть 3 глава I)
Спустя 6 лет, в 1811 г., княжны Мамонтовы, уже «засохшие и засыхающие» девушки, по-прежнему живут в доме Пьера Безухова:
«В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадною дворней…» (том 2 часть 5 глава I)
В 1812 г. две младшие княжны Мамонтовы уже состоят замужем. Старшая Катишь так и остается незамужем и продолжает жить в доме Пьера:
«Одна старшая княжна, с длинною талией и окаменелым лицом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.» (том 3 часть 2 глава XVIII)
Осенью 1812 г. Пьер остается в Москве во время нашествия французов. Катишь Мамонтова не хочет оставаться в оккупированном городе. Она вежливо просит Пьера устроить ей переезд в более безопасное место. Тот приказывает слугам вывезти ее из Москвы:
«— …А главное, нынче-завтра французы будут, что́ ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin {мой кузен}, — сказала княжна, — прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под Бонапартовскою властью жить не могу. <…>
— Да я сделаю, я сейчас прикажу.» (диалог Пьера и княжны, том 3 часть 2 глава XVIII)
«На другой день княжна к вечеру уехала…» (том 3 часть 2 глава XVIII)
В 1812 г. Пьер попадает в плен к французам и проводит там месяц. Он освобождается из плена и оказывается в Орле, где внезапно заболевает. Узнав о болезни Пьера, княжна Катишь по своей инициативе приезжает в Орел, чтобы ухаживать за кузеном:
«Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, — Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.» (том 4 часть 4 глава XII)
После плена Пьер Безухов очень меняется внутренне, его отношения с кузиной Катишь Мамонотовой становятся еще лучше. Пьер обнаруживает в озлобленной, сухой и гордой княжне человеческие чувства и добрые стороны характера. В свою очередь, княжна чувствует, что искренне любит Пьера:
«Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанною Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает долгом ходить зa ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, сухой, и по своему гордой, княжне человеческие чувства.
— Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, — говорила себе княжна.» (том 4 часть 4 глава XIII)
Судя по всему, с этих пор княжна Катишь искренне заботится о Пьере. Когда тот собирается в путешествие из Москвы в Петербург, она готовит ему провизию (продукты) на дорогу:
«Княжна так же приготовила провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все», думал Пьер…» (том 4 часть 4 глава XVIII)
О дальнейшей судьбе княжон Мамонтовых ничего не известно.
Это была цитатная характеристика трех княжон Мамонтовых в романе «Война и мир» Льва Толстого: описание внешности и характера героинь в цитатах.
— Все материалы по роману «Война и мир»