Пьер Безухов. Художник П. Боклевский |
Пьер Безухов и его масонская деятельность представляют собой одну из центральных сюжетных линий знаменитого романа «Война и мир» Льва Толстого.
В этой статье представлен цитатное описание роли масонства в жизни Пьера Безухова в романе «Война и мир», основные этапы масонской деятельности героя, его отношений с масонами и т.д.
Основные этапы масонской деятельности Пьера Безухова
- том 2 часть 2 глава II — знакомство Пьера с масоном Баздеевым
- том 2 часть 2 глава III — посвящение Пьера в масоны
- том 2 часть 3 глава VII — поездка Пьера в Европу по делам масонства
- том 2 часть 3 глава VIII — Пьер увлечен самосовершенствованием
- том 2 часть 3 глава X — Пьера назначают ритором в масонской ложе
- том 2 часть 5 глава I — смерть Баздеева; Пьер прекращает саморазвитие, его мучают неразрешимые вопросы жизни
- том 3 часть 1 глава XIX — Пьер одержим идеей расправы с Наполеоном
- том 4 часть 3 глава XII — Пьер в плену обретает душевный покой, который искал в масонстве и других вещах
Пьер Безухов и масонство в романе «Война и мир»: описание в цитатах
После дуэли с Долоховым Пьер Безухов разрывает отношения со своей женой Элен. Он понимает, что жена обманывает его с другими мужчинами (в частности с Долоховым), и не хочет больше жить с ней. Пьер уезжает жить из Москвы в Петербург и останавливается на ночь на станции в Торжке (1806 г.):
«После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на станции не было лошадей, или не хотел их дать смотритель. Пьер должен был ждать.» (том 2 часть 2 глава I)
Все это время после дуэли Пьер размышляет о вечном — о жизни, смерти, счастье и пр.:
«А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников, и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь, в уединении путешествия, они с особенною силой овладели им.» (том 2 часть 2 глава I)
««У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, — думал Пьер. — И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что-нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти?» (мысли Пьера; том 2 часть 2 глава I)
На станции в Торжке Пьер знакомится с одним интересным стариком. Тот говорит Пьеру, что знает, кто он такой и желает помочь ему в его несчастливой жизни. Незнакомец оказывается одним из самых известных масонов России — Осипом Алексеевичем Баздеевым. Масонство — это тайная организация («братство свободных каменьщиков»), главной деятельностью которой является благотворительность и нравственное совершенствование:
«— Вы несчастливы, государь мой, — продолжал он. — Вы молоды, я стар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам.» (Баздеев — Пьеру, том 2 часть 2 глава I)
«Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени.» (том 2 часть 2 глава II)
«— Позвольте мне спросить, — сказал он, — вы масон?
— Да, я принадлежу к братству свободных каменьщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. — И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.» (том 2 часть 2 глава II)
Пьер признается Баздееву, что не верит в Бога. Старик отвечает, что Пьер несчастен, потому что не знает Бога, но что Бог есть:
«— Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, — с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду.
Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие.
— Да, вы не знаете Его, государь мой, — сказал масон. — Вы не можете знать Его. Вы не знаете Его, оттого вы и несчастны.
— Да, да, я несчастен, — подтвердил Пьер; — но что́ ж мне делать?
— Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны. Вы не знаете Его, а Он здесь, Он во мне, Он в моих словах, Он в тебе, и даже в тех кощунствующих речах, которые ты произнес сейчас, — строгим дрожащим голосом сказал масон.» (том 2 часть 2 глава II)
Слушая речи старика, Пьер всей душой верит его словам и испытывает чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни:
«Пьер, с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всею душой верил тому, что́ говорил ему этот чужой человек. <…>
…но он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.» (том 2 часть 2 глава II)
Пьер признается Баздееву, что ненавидит свою жизнь. Старик объясняет, что это вполне закономерно, ведь Пьер вел разгульную жизнь, никогда не служил и т.д. Баздеев советует ему изменить свою жизнь и очистить себя, чтобы познать мудрость и Бога:
«— Нет, я ненавижу свою жизнь, — сморщась проговорил Пьер.
— Ты ненавидишь, так измени ее, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость. Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, всё получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что́ вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет. Вы пользовались их трудами, чтобы вести распутную жизнь. Вот что́ вы сделали. Избрали ли вы место служения, где бы вы приносили пользу своему ближнему? Нет. Вы в праздности проводили свою жизнь. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что́ же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины, а ввергли ее в пучину лжи и несчастья. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой!» (том 2 часть 2 глава II)
Речи старика оказывают сильное влияние на Пьера, так что тот почти в отчаянии просит его о помощи. Баздеев соглашается помочь ему и просит передать записку графу Вилларскому в Петербурге. Старик советует Пьеру побыть первое время в уединении и не вступать на прежний путь жизни:
«— Я благодарю вас. Я во всем согласен с вами. Но вы не думайте, чтоб я был так дурен. Я всею душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтоб я был; но я ни в ком никогда не находил помощи… Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня и, может быть, я буду… — Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся.
Масон долго молчал, видимо что-то обдумывая.
— Помощь дается токмо от Бога, — сказал он, — но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов).» (том 2 часть 2 глава II)
«Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, — сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, — и успеха…» (том 2 часть 2 глава II)
После встречи с Баздеевым Пьер долго не ложится спать. Он с восторгом представляет свое безупречное и добродетельное будущее в обществе масонов. Масонство кажется Пьеру прекрасным братством, в котором люди поддерживают друг друга на пути добродетели:
«Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как-то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.» (том 2 часть 2 глава II)
Приехав в Петербург, Пьер никуда не выезжает и целые дни читает масонскую книгу, которую ему принесли неизвестные. Читая книгу, Пьер все больше желает вступить в прекрасное братство масонов:
«Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем.» (том 2 часть 2 глава III)
Через неделю к Безухову приезжает его знакомый граф Вилларский и приглашает на церемонию посвящения в масоны. Оказывается, старик Баздеев попросил принять Пьера в масоны раньше срока:
«Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету… <…>
— Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, — сказал он ему, не садясь. — Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
— Да, я желаю, — сказал Пьер.» (том 2 часть 2 глава III)
Вилларский спрашивает у Пьера, верит ли тот в Бога. Пьер твердо отвечает, что верит. После этого они едут на церемонию посвящения:
«— Еще один вопрос, граф, — сказал он, — на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался.
— Да… да, я верю в Бога, — сказал он.
— В таком случае… — начал Вилларский, но Пьер перебил его. — Да, я верю в Бога, — сказал он еще раз.
— В таком случае мы можем ехать, — сказал Вилларский. — Карета моя к вашим услугам.» (том 2 часть 2 глава III)
Церемония посвящения в масоны проходит в большом доме в Петербурге. Пьера просят мужественно переносить всю процедуру. Тот с радостью выполняет все, что от него требуют:
«Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую…» (том 2 часть 2 глава III)
«— Что̀ бы ни случилось с вами, — сказал он, — вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжите себе глаза, — прибавил Вилларский; — желаю вам мужества и успеха, и, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.» (том 2 часть 2 глава III)
Пьер радуется тому, что, вступив в общество масонов, он наконец вступит на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни:
«Ему было любопытно узнать, что́ будет с ним, что́ откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно-добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем.» (том 2 часть 2 глава III)
Церемония посвящения в масоны занимает некоторое время. В ходе церемонии Пьер проходит через разные ритуалы:
«В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно-темно: только в одном месте горела лампада, в чем-то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие…» (том 2 часть 2 глава III)
В ходе церемонии Пьеру объявляют цели масонского ордена. Первая цель заключается в сохранении и передаче потомству некоего таинства, которое якобы передается от самого первого человека на Земле. Вторая цель в том, чтобы исправлять и просвещать членов ордена, чтобы те могли лучше воспринять то самое таинство. Третья цель в том, чтобы через исправление отдельных членов ордена исправлять весь человеческий род и противостоять злу:
«Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся, в-третьих, исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, — сказал он и вышел из комнаты.» (том 2 часть 2 глава III)
Также Пьеру объявляют семь добродетелей, которые должен в себе воспитывать каждый масон. Эти добродетели — скромность, повиновение вышестоящим масонам, добронравие, любовь к человечеству, мужество, щедрость, любовь к смерти:
«Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.» (том 2 часть 2 глава III)
В ходе церемонии Пьера просят называть свое главное пристрастие, мешавшее на пути добродетели. Он признается, что это пристрастие — женщины:
««Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
— Женщины, — сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа.» (том 2 часть 2 глава III)
Пьера просят в будущем контролировать свои чувства и искать блаженства не в страстях, а в сердце, внутри себя:
«Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
— Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостию и умилением переполнявший его душу.» (том 2 часть 2 глава III)
Когда ритуал завершается, Пьер со слезами радости смотрит вокруг себя. Он видит в участниках масонской ложи настоящих братьев, объединенных общим делом:
«Пьер, со слезами радости на глазах, смотрел вокруг себя, не зная, что́ отвечать на поздравления и возобновления знакомств, с которыми окружили его. Он не признавал никаких знакомств; во всех людях этих он видел только братьев, с которыми сгорал нетерпением приняться за дело.
Великий мастер стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения.» (том 2 часть 2 глава IV)
В конце ритуала великий мастер (руководитель ложи) предлагает всем братьям собрать милостыню. Пьер готов пожертвовать все свои деньги, но отдает столько, сколько и другие братья-масоны:
«Великий мастер предложил исполнить последнюю обязанность, и важный сановник, который носил звание собирателя милостыни, стал обходить братьев. Пьеру хотелось записать в лист милостыни все деньги, которые у него были, но он боялся этим выказать гордость, и записал столько же, сколько записывали другие.» (том 2 часть 2 глава IV)
На следующий день после посвящения в масоны Пьер читает масонские книги и составляет себе новый план жизни. Он собирается ехать в свои южные имения, чтобы заняться своими крепостными:
«На другой день после приема в ложу, Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своею стороною Бога, другою нравственное, третьею физическое и четвертою смешанное. Изредка он отрывался от книги и квадрата и в воображении своем составлял себе новый план жизни. <…>
Пьер предполагал ехать в свои южные имения и заняться там своими крестьянами. Он радостно обдумывал эту новую жизнь…» (том 2 часть 2 глава V)
Добрый и щедрый Пьер оставляет крупную сумму в виде милостыни братьям-масонам и уезжает в свои имения в Киевской и Одесской губерниях. Братья-масоны дают Пьеру письма для масонов, живущих в Киеве и Одессе:
«Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.» (том 2 часть 2 глава V)
«Вскоре после своего приема в братство масонов, Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что́ он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась бо́льшая часть его крестьян.» (том 2 часть 2 глава X)
Вдохновленный идеями масонства, Пьер приезжает в Киев и заявляет своим управляющим о желании освободить своих крестьян от крепостной зависимости (такие жесты были большой редкостью среди помещиков). Также Пьер просит облегчить жизнь крестьян, пока те не обретут свободу, и построить больницы, приюты и школы в каждом имении. Однако все эти планы и желания Пьера не приводят к реальным результатам, так как он не умеет вести дела, а управляющие обманывают его:
«Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имени должны быть учреждены больницы, приюты и школы.»
«И так, первое дело, представившееся Пьеру, было то, к которому он менее всего имел способности и склонности — занятие делами.» (том 2 часть 2 глава X)
Находясь в Киеве, Пьер ведет разгульную жизнь, проводит время на вечерах, балах. Так проходит несколько месяцев. Безухов понимает, что не соответствует высоким нравственным идеалам масонства, но не может совладать с собой:
«В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежнею жизнью, только в другой обстановке.» (том 2 часть 2 глава X)
Весной 1807 г. Пьер лично объезжает все свои имения, чтобы посмотреть, как выполнены его приказы. Пьер уверен, что улучшил жизнь своих крепостных. Он не догадывается, что все эти улучшения являются постановкой и обманом со стороны управляющих и что на деле крепостные живут по-прежнему плохо:
«Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что́ сделано из того, что́ им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.»
«Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделень, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.»
«И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга…» (том 2 часть 2 глава X)
После этого довольный своими «достижениями» Пьер заезжает в гости к своему другу Андрею Болконскому. Пьер рассказывает Андрею, как масонство изменило его жизнь к лучшему. Пьер говорит, что теперь он живет для других и что это помогло ему понять все счастье жизни:
«В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.» (том 2 часть 2 глава XI)
«— А любовь к ближнему, а самопожертвование? — заговорил Пьер. — Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что́ вы говорите. — Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.» (том 2 часть 2 глава XI)
Пьер с восторгом рассказывает Андрею о масонстве и надеется убедить его вступить в эту организацию. Безухов считает, что масонство спасло его в трудную минуту. Он называет масонство «единственным выражением лучших сторон человечества». Для Пьера масонство — это «учение равенства, братства и любви», а все остальное вне масонства исполнено лжи и неправды:
«Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен притти на помощь ему, просветить и поднять его.»
«— Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете чтó? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство — это не религиозная, не обрядная ceкта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. — И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.
Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
— Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, — говорил Пьер. — Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды…» (том 2 часть 2 глава XII)
В 1808 г. Пьер наконец возвращается в Петербург и невольно становится главой масонского ордена в Петербурге. Он устраивает заседания ложи, привлекает новых членов, дает деньги на нужды организации. Пьер пополняет сборы милостыни, в то время как другие члены скупятся. Безухов почти в одиночку содержит дом бедных, устроенный масонами:
«Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устраивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге.» (том 2 часть 3 глава VII)
В Петербурге Пьер опять ведет разгульную жизнь и проводит время в холостяцких компаниях. Спустя год такой жизни он начинает чувствовать, что почва масонства уходит из-под его ног. Кроме того, его наставник Иосиф Алексеевич последнее время живет в Москве и, судя по всему, не может поддерживать Пьера, как раньше:
«Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.»
«В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем тверже он старался стать на ней.» (том 2 часть 3 глава VII)
«Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.)» (том 2 часть 3 глава VII)
К этому времени Пьер разочаровывается в некоторых братьях-масонах, которые в реальной жизни оказываются ничтожными людьми. Некоторые из масонов жалеют денег на милостыню, хотя богаты, как и Пьер. В душе Пьера поднимаются сомнения по поводу масонства, на которые он старается не обращать внимание:
«Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20—30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг, с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещается отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.» (том 2 часть 3 глава VII)
Безухов чувствует неудовлетворенность своей масонской деятельностью. Но он не сомневается в самом масонстве, ему лишь кажется, что русское масонство пошло по ложному пути. Поэтому в конце 1808 г. Пьер едет за границу для общения с масонами Европы:
«Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своею деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.» (том 2 часть 3 глава VII)
Летом 1809 г. Пьер возвращается в Петербург из поездки по Европе и привозит важное послание от высших руководителей ордена в Европе. Безухов созывает заседание масонской ложи, где объявляет о необходимости учредить тайное мировое правительство. Это правительство якобы должно править миром в тени наравне с официальными правительствами во всех странах. Если в каждом государстве будет несколько масонов среди правящих лиц, тогда мировое правительство масонов якобы лучше сможет противостоять злу во всем мире:
«Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухов успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. <…>
После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
— Любезные братья, — начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. <…>
Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что́ препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. <…>
«Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся — тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».» (том 2 часть 3 глава VII)
Однако предложение Пьера о мировом правительстве не нравится масонам в Петербурге. Расстроенный Безухов уезжает домой, не дождавшись конца заседания:
«Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства*, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. <…>
По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухову замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.» (том 2 часть 3 глава VII)
(*иллюминаты — ветвь немецкого масонства)
После этого неудачного заседания Пьер три дня никуда не ездит, на него опять находит тоска. В это время его жена Элен присылает ему письмо с просьбой снова жить вместе. Однако Пьер чувствует безразличие ко всему, в том числе к своему браку:
«На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.»
«Ему было всё равно: Пьер ничего в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.» (том 2 часть 3 глава VIII)
Чтобы разобраться в себе, Пьер едет в Москву, чтобы повидать своего наставника Баздеева. Старик-масон всегда умеет найти нужные слова для Пьера (ноябрь 1809 г.):
«Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что́ писал Пьер в дневнике своем.»
«Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне.» (том 2 часть 3 глава VIII)
В эту встречу Баздеев напоминает Пьеру о том, что главная цель истинного масона — собственное очищение и исправление. Он осуждает идеи о «мировом правительстве» и советует Пьеру заниматься самосовершенствованием и вести дневник своих поступков:
«Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. <…>
На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. <…>
Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2-го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».» (дневник Пьера, том 2 часть 3 глава VIII)
После общения с благодетелем Баздеевым Пьер воссоединяется с женой Элен. При этом супруги живут как соседи. Пьер решает нести этот крест во имя высоких идеалов масонства, как бы ни было ему тяжело. При этом он чувствует счастливое обновление (ноябрь 1809 г.):
««Я опять живу с женой. <…>
В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».» (том 2 часть 3 глава VIII)
В этот период жизни в душе Пьера происходит сложная и трудная работа над собой:
«В душе же Пьера происходила за всё это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям.» (том 2 часть 3 глава IX)
По совету Баздеева Пьер Безухов впервые в жизни поступает на службу чиновником. Пьер также продолжает вести дневник и размышлять о своих пороках:
««Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов)… <…>
«Ложусь спать с счастливым и спокойным духом. Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну — тихостью, медлением, 2) похоть — воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от a) государственных дел службы, b) от забот семейных, c) от дружеских сношений и d) экономических занятий».» (том 2 часть 3 глава X)
В этот период братья-масоны назначают Пьера ритором, то есть лицом, которое посвящает других людей в масоны. Пьер считает себя слабым и недостойным этого звания:
«Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным.» (том 2 часть 3 глава X)
Пьер продолжает работать над собой. Он знает, что его жена Элен обманывает его с неким принцем. За эти «заслуги» жены Пьера внезапно повышают в чине до камергера. Ему стыдно за это повышение, но он, страдая, продолжает жить с неверной женой. Несчастному Пьеру снова приходят мрачные мысли; он отгоняет их, проводя дни и ночи за масонскими работами:
«Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. <…>
Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа.» (том 2 часть 3 глава XXII)
В начале 1810 г. благодетель Пьера, масон Баздеев, умирает. В это же время князь Андрей сватается к Наташе Ростовой и получает ее согласие (сам Пьер влюблен в Наташу, но никогда не смел думать о женитьбе на ней). Все эти события окончательно выбивают почву из-под ног Пьера, так что он перестает работать над собой и вести дневник и возвращается к разгульной жизни, которую вел до масонства. Когда Элен делает ему строгое замечание за такое поведение, Пьер окончательно уезжает в Москву, чтобы жить отдельно:
«Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутреннею работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, — вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. <…>
Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве… он почувствовал себя, до́ма, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно тепло, привычно и грязно, как в старом халате.» (том 2 часть 5 глава I)
Живя в Москве, Пьер посещает местные масонские ложи и жертвует на дела масонов:
«Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги — никто и ничто не получало отказа… <…>
Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было.» (том 2 часть 5 глава I)
Пьер все отчетливее видит, что братья-масоны лишь на словах готовы помогать ближним, а на деле не жертвуют ни рубля на бедных:
«Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы для бедных и интригуют Астрея против Ищущих Манны, и хлопочут о настоящем шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему — закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью».» (том 2 часть 5 глава I)
На этом этапе Пьера мучают неразрешимые вопросы жизни. Он видит зло и обман в любой области труда, которой занимается. Чтобы заглушить эти мысли, он развлекается и тратит много денег:
«Так думал Пьер, и эта вся, общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что-то новое, всякий раз изумляла его. <…>
Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что́ он ни брался — зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.» (том 2 часть 5 глава I)
Пьер больше не находит в себе силы видеться со своей лживой женой и избегает встречи с ней. Когда та приезжает домой в Москву, он сбегает в Тверь за бумагами покойного Баздеева:
«Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда-нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.» (том 2 часть 5 глава XIX)
В 1812 г. во время нашествия Наполеона на Россию Пьер узнает от одного брата-масона о пророчестве, касающемся Наполеона. Пьер изучает этот вопрос. Используя специальную «азбуку цифр», он также обнаруживает, что фраза «Русский Безухов» (по-французски l’Russe Besuhof) равна мистическому числу 666. Пьер видит в этом знак того, что ему суждено изменить свою несчастную жизнь и совершить великий подвиг — избавить мир от Наполеона:
«…Пьер получил искомый ответ l’Russe Besuhof {Русский Безухов}, равное 666-ти. Открытие это взволновало его. Как, какою связью, был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усомнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, Антихрист, нашествие Наполеона, комета. 666, l’empereur Napoléon {Император Наполеон} и l’Russe Besuhof {Русский Безухов}, все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.» (том 3 часть 1 глава XIX)
Осенью 1812 г. французы оккупируют Москву. Пьер, одержимый своей странной идеей, решает отыскать Наполеона в городе. Безухов отправляется на поиски Наполеона, но в тот же день попадает в плен к французам. Он проводит в плену месяц, живя в ужасных условиях. Пройдя через плен, Пьер обретает душевный покой, который все эти годы искал в масонстве, светской жизни, любви и т.д.:
«Он должен был, скрывая имя свое, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтоб или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона.» (том 3 часть 3 глава XXVII)
«И именно в это-то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве.» (том 4 часть 3 глава XII)
В плену Пьер понимает, что Бог более велик, бесконечен и непостижим, чем его представляют масоны:
«Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя.» (том 4 часть 4 глава XII)
После возвращения из плена Пьер считает смешными свое увлечение мистической азбукой цифр и свою идею расправиться с Наполеоном:
«Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение убить Наполеона и его вычисления о кабалистическом числе и звере Апокалипсиса.» (том 4 часть 3 глава XII)
Вернувшись из плена, Пьер, судя по всему, больше не участвует в масонской деятельности.
Спустя некоторое время Пьер с единомышленниками основывает свое собственное тайное общество, судя по всему, наподобие общества декабристов:
«Два месяца тому назад Пьер, уже гостя у Ростовых, получил письмо от князя Федора, призывавшего его в Петербург для обсуждения важных вопросов, занимавших в Петербурге членов одного общества, которого Пьер был одним из главных основателей.» (эпилог часть 1 глава XI)
Это было цитатное описание роли масонства в жизни Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Толстого, основные этапы масонской деятельности героя, его отношений с масонами, саморазвитие Пьера Безухова как масона и т.д.