«Бежин луг». Художник Елизавета Бём |
Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» выдающегося русского писателя И. С. Тургенева.
В этой статье представлена критика о рассказе «Бежин луг» Тургенева: отзывы современников, анализ произведения.
Критика о рассказе «Бежин луг» Тургенева
Отзыв в журнале «Москвитянин» (1851 г.):
«Во 2-ом номере «Современника» помещены по части изящной словесности: продолжение романа гг. Станицкого и Некрасова «Мертвое озеро»… повесть г. Лихачева и новые «Записки охотника» г. Тургенева. Естественно, что прежде всего мы с жадностью раскрыли «Записки», обещая себе то же самое удовольствие, с которым читали мы все почти предшествовавшие очерки, за исключением «Певцов» и «Свидания». Мы имеем маленькую слабость к таланту г. Тургенева, и в слабости этой признаемся открыто…
Сказать, что ожидания наши были совершенно обмануты, было бы слишком сильно, но… они были удовлетворены менее чем вполовину… так же мало, как и тогда, когда мы читали «Певцов» и «Свидание». Не доверяя первому впечатлению и боясь быть несправедливыми в отношении к такому истинному и блестящему дарованию, каково дарование г. Тургенева, — мы перечли вторично «Бежин луг» (так называется новый рассказ охотника) и вторично остались так же мало удовлетворены. Не думаем, чтобы это было только личное наше впечатление — и постараемся показать, от чего именно происходит, по нашему крайнему разумению, неудовлетворительность нового произведения г. Тургенева…
Читателям, знакомым с прежними «Записками охотника» (а кто не знаеом с ними?), вероятно, кидались в глаза способность автора подмечать самые, так сказать, тонкие черты местности, самые нежные оттенки природы: в этом отношении особенно замечательны у г. Тургенева три превосходные страницы описательной поэзии, названные им «Лес и степь». <…>
…живописью изящною, добросовестною, тонкою начинается и «Бежин луг», и между тем в целом эта живопись, не давая на себе сосредоточиться взгляду… утомляет вас. Разберите картину по чертам, по оттенкам, все будет в ней изящно и верно действительности… но странно как-то, что все эти черты сливаются во что-то неопределенно-пестрое; странно, что, несмотря на всю свою верность природе, живопись поражает вас довольно неприятно изысканностью, отсутствием того непосредственного наития… <…>
По нашему мнению, два недостатка вредят в особенности новому произведению г. Тургенева: во-первых, ложное идеализирование характеров, в особенности характера Павлуши с его ничем необъяснимыми скептицизмом и фатализмом, и во-вторых, разорванность впечатления. Все как будто двоится в «Бежином луге». Иногда как будто кажется, что автору хочется держать нас под обаянием фантастического, но… …искусственное вредит здесь на каждом шагу непосредственному, холодное рассуждение убивает поэзию.»(неизвестный автор, отзыв в журнале «Москвитянин», 1851 г. №6)
А. И. Незеленов:
«Кто не помнит живо этой чудесной картины… беседы крестьянских ребятишек, стерегущих табун, беседы о страшных и поэтических поверьях? Между несколькими крестьянскими мальчиками, нарисованными здесь поэтом, выдается энергический и умный Павлуша. <…> Живой и умный Павлуша умеет пометить смешное…
«Бежин луг» есть вообще один из самых поэтических рассказов «Записок охотника»: особенно прекрасны некоторые его частности, отдельные картинки и эпизоды. <…>
…в каком удивительном соответствии изображаются Тургеневым человек и природа. И звезды небесные, и реющий в воздухе голубь, и леса, поля и воды, окружающие мальчиков в «ночном», — все это входит в их духовную жизнь, красоту всего этого чуют они своим сердцем, и живут и дышат этой красотой Божьего мира.
Тургенев — великий живописец природы, и все его очерки народной жизни, как в прекрасную рамку, вставлены в художественные и живые описания ее.»(А. И. Незеленов, «Тургенев в его произведениях», СПб, 1885 г.)
П. В. Евстафьев:
«Автор рассказывает о том, как после целого дня охоты он ночью сбился с дороги и набрел на крестьянских ребятишек, которые стерегли табун. В ожидании, пока сварятся «картошки», эти ребятишки коротали ночное время разными рассказами о том, кто что видел, слышал — дома, в поле, в лесу, на реке. В этих безыскусственных разговорах детей выражаются их мысли, чувства, суеверия и вообще наивный взгляд на природу и на людей. Под предлогом изображения этой занимательной сцены, автор дает читателю почувствовать и оценить те условия жизни, какими было обставлено крестьянское детство.
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом — характер.
По основной идее, которую автор вложил в этот рассказ, «Бежин луг» естественно является крайней противоположностью с известным гончаровским эпизодом «Сон Обломова». В том эпизоде, наоборот, изобличается непомерная, неразумная попечительность маменьки относительно Ильюши. Вследствие того Ильюша и лишен всякой самодеятельности, и остается бесхарактерным на всю жизнь.
Кроме художественного изображения привлекательных типов крестьянских мальчиков: Феди, Павлуши, Ильюши, Кости и Вани, «Бежин луг» представляет еще мягкие изящные описания природы средней полосы России. В начале рассказа бесподобное описание июльского дня, а затем — тихого приятного вечера. Художественное воспроизведение предмета получает особенную теплоту оттого, что автор тут же дает почувствовать и его собственные впечатления и связь описываемого явления с местной сельской жизнью.»
(П. В. Евстафьев, «Новая русская литература», 1889 г.)
А. М. Скабичевский:
«В то время как у большинства помещиков, изображенных в «Записках», преобладают отрицательные черты, крестьяне, напротив того, представляют ряд весьма симпатичных типов. Выводя такие личности, как… крестьянские дети в «Бежином луге» — автор, тем уже протестовал против крепостного права, что, заглядывая в душу всех этих детей народа, находил в ней те же радости и страдания, что и у всех прочих людей и вместе с тем, выводил их не в пример симпатичнее и цельнее стоящих тут же рядом с ними помещиков.
В этом отношении даже и «Бежин луг», эта чисто художественная каринка, изображающая ночную беседу деревенских детей в табуне лошадей, производила на читателей… впечатление отрицания крепостного права: прочтя эту картинку, читатель всею душою привязывался к изображенным в ней детям, и ему жутку становилось при мысли, что в этих симпатичных деревенских ребятах растут будущие рабы, вся жизнь которых могла быть изломана по прихоти какого-нибудь Пеночкина.»
(А. М. Скабичевский, «История новейшей русской литературы», СПб, 1891 г.)
Это была критика о рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева, отзывы современников, анализ произведения.
Все материалы по рассказу «Бежин луг» Все материалы по творчеству Тургенева