Один из величайших шедевров мирового искусства — скульптура Давида, выполненная гениальным Микеланджело, пережила непростую судьбу. Собственно история создания скульптуры длинна и полна всевозможных перипетий. Первоначально заказ был отдан Донателло. Материал был выбран — огромная глыба каррарского мрамора, скульптор начал, но не успел закончить. Несколько лет мрамор простоял без хозяина и даже начал разрушаться. Комиссия отцов Флоренции решила, что молодой Микеланджело может продолжить свою работу. Но подающий надежды скульптор был известен своим непростым характером, а также педантичностью в выборе материала для своих работ. Микеланджело долго отказывался, чем вызывал неудовольствие городских властей. Наконец, когда было уже решено отдать заказ другому, будущий «создатель Ватикана» принялся за дело.
Скульптура была создана всего за два года. Когда комиссия пришла принимать готовую работу, разгорелись ожесточенные споры. Все дело было в том, как он изобразил героя Ветхого Завета. Традиция эпохи Возрождения приняла образ Давида в момент триумфа после победы над Голиафом. Микеланджело пошел другим путем. Его Давид как раз готовится к бою. Он сосредоточен, его мышцы напряжены, лицо строго.
Интерпретация образа усилила буржуазное звучание скульптуры. Если изначально произведение предполагалось разместить возле собора, то теперь многие члены комиссии предлагали разместить его на центральной площади. После жарких споров было принято решение в пользу площади Синьории в качестве места для статуи.
Уже в те далекие времена (начало XVI века) Давид был идеалом мужской красоты. Для создания точных пропорций и внешней привлекательности своей скульптуры художник пошел на определенное искажение анатомического строения человеческого тела: отсутствует как минимум одно ребро и мышца на спине. Однако замечают это только врачи и специалисты по анатомии человека.
Интересно, что точные копии скульптуры также высоко ценятся в мире искусства и украшают крупнейшие музеи. В Лондоне, например, скульптура снабжена сменным фиговым листком на случай посещения музея королевой, а в ГМИИ сделана копия для коллекции первого директора музея Цветаевой.
В настоящее время копия скульптуры стоит на Флорентийской площади. Оригинал был перенесен из-за погодных условий в Академию художеств. Однако это не спасло Давида от вандалов. Не так давно психически неуравновешенный посетитель академии бросился к шедевру с молотом в руках. Нескольких ударов хватило, чтобы повредить большой палец ноги статуи.
Итальянские специалисты установили, что из-за постоянных микровибраций, создаваемых общественным транспортом во Флоренции, скульптура начинает разрушаться. Виной тому не только вибрация, но и не очень хорошее качество мрамора, а также вес 5-метровой статуи. Сейчас рассматривается возможность перемещения шедевра в более безопасное место.