Статус столицы и многовековая история Москвы подразумевает очень большое количество различных скульптурных памятников. Подавляющее большинство памятников выполнены известными и талантливыми авторами. Многие вызывают споры у искусствоведов и простых москвичей. Некоторые неоднозначно оцениваются историками. В кратком обзоре имеет смысл остановиться на самых известных, проверенных временем и исторических скульптурах.
Древнейший скульптурный памятник Москвы, сохранившихся в вихре вечных московских исторических бурь, — это поистине народный и очень душевный памятник. Речь идет о памятнике «Гражданину Минину и князю Пожарскому». Автором этой композиции был Иван Мартос, который пригласил своих сыновей попозировать моделями. Гранит был использован для основания памятника. Памятник был открыт 4 марта 1818 года и стал символом не только великого патриотического подъема, завершившего «Время времени», но и победы России в войне с Наполеоном.
В начале 1930-х памятник перенесли, так как, по мнению властей Москвы, он мешал проведению военных парадов.
Всего в Москве четыре памятника Пушкину. Самый старый и лучший из них, созданный скульптором Опекушиным, стоит в сквере, также названном в честь великого поэта. Скульптор изобразил гения во время прогулки. Поэт глубоко задумался. У зрителя возникает ощущение собственной причастности к таинству стихосложения. Скульптура выполнена из бронзы, на постаменте мраморные плиты, на которых высечены строки из поэмы «Памятник». Скульптура была установлена в 1880 году.
Сегодня памятник основателю Москвы князю Долгорукому является одним из главных символов российской столицы. Но долгие годы вокруг этого памятника кипели нешуточные страсти. Она была установлена в 1954 году, но идея установки скульптуры первого суздальского князя принадлежала Сталину. После смерти «лучшего друга спортсменов» памятник хотели убрать с глаз долой, но всегда что-то мешало, то студенческий праздник, то приезд высокого гостя, то удаление Хрущева. В результате работа А. Орлова до сих пор украшает Тверскую площадь столицы. А о том, что Долгорукий не может быть основателем города, существовавшего как минимум за двести лет до его рождения, никто не помнит.
Памятник А. Островскому на Театральной площади должен был появиться в 1918 году, так как средства на него были давно собраны московской интеллигенцией. Но время было жаркое и о великом русском драматурге вспомнили только в конце 20-х годов, когда его окончательно установили. Автор скульптуры Н. Андреев изобразил автора в халате, сидящим в кресле. Зрителю предстает настоящий московский джентльмен, умеющий радоваться жизни. Нет добра в твоих глазах. Автор как будто смотрит на всех, кто пришел посмотреть на него.
Идея установить скульптурный памятник первопечатнику России И. Фёдорову родилась в середине XIX века. Но только в начале 20 века были собраны средства и объявлен конкурс. Помимо российских скульпторов свои идеи представили мастера из Австро-Венгрии, Сербии, Болгарии и Франции. Все претенденты столкнулись с очень важной проблемой – история не сохранила ни одной прижизненной фотографии Федорова. Скульпторам пришлось фантазировать. Фэнтези С. Волнухина было признано лучшим. Автор изобразил первопечатника в момент работы. Усталый, сосредоточенный «государь писец» рассматривает первый лист «Апостола», первой печатной книги на русском языке.
Как и многие московские памятники, скульптура Ивана Федорова несколько раз меняла свое местонахождение в зависимости от новых строительных задумок руководства города.
Творение Веры Мухиной – памятник великому композитору Чайковскому – украшает столицу с 1954 года. Увы, автор не увидел ее творение на постаменте, так как она умерла примерно за год до установки памятника. Композитор изображен в момент вдохновенного порыва: в одной руке у него карандаш, в другой левая, по-видимому, отсчитывает ритм родившегося музыкального фрагмента.
Многим будет интересно посмотреть музеи Москвы. Переходите по ссылке — не пожалеете.