Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Скульптура архаики: кора и курос, описание

   Архаический период охватывает три века — с 7 по 5 век до н.э. Это период формирования основы античной скульптуры, установления канонов и традиций. Период весьма условно обозначает рамки для раннеантичного искусства. На самом деле зачатки архаики можно увидеть уже в скульптурах IX века до н.э., а многие признаки архаики можно увидеть в памятниках 4 века до н.э.

   Мастера ранней древности использовали для своей работы самые разные материалы. Сохранились скульптуры из дерева, известняка, терракоты, базальта, мрамора и бронзы.

   Скульптуры первоначально служили подношением божеству в храмах, затем возросло декоративное значение скульптуры, а также, после того как в Греции начала складываться первая политика, возросла воспитательная роль пластических искусств.

   Архаическую скульптуру можно разделить на два основных компонента: кора (женские фигуры) и курос (мужские фигуры).

Коры

   Женские фигуры появились раньше мужских, что связано с культом природных сил, символов плодородия и т д. Общим признаком, практически для всех женских статуй, является угол. Чаще всего кора изображена фронтально вертикально, руки часто опущены вдоль туловища, редко скрещены на груди или держат священные атрибуты (копье, щит, меч, жезл, плод и т д.). На лице видна непременная полуулыбка.

   Пропорции тела переданы достаточно точно, несмотря на общую схематичность и обобщенность изображений. Все скульптуры должны быть окрашены.

   По своему содержанию кора никогда не изображала божеств. Аллегорическое значение этих фигур до сих пор окончательно не выяснено.

   Большинство известных женских скульптур хранятся в Афинском музее, несколько – в Лувре.

Скульптура архаики: кора и курос, описание

   Особого внимания заслуживают «Кора в Пеплосе», «Кора Хиоса», «Кора с гранатом», «Кора в красных туфлях» и «Мрачная Кора».

Скульптура архаики: кора и курос, описание

Куросы

   Мужские скульптуры того периода характеризуются строгой передней стойкой, часто левая нога выдвинута вперед. Руки опущены вдоль туловища, кисти сжаты в кулак, реже встречаются скульптуры с вытянутыми вперед руками, как бы протягивающими жертву. Еще одним непременным условием архаичных мужских статуй является точная симметрия тела. Внешне мужские скульптуры имеют много общего с египетскими статуями, что свидетельствует о сильном влиянии египетской эстетики и традиции на античное искусство.

   Известно, что самые ранние куросы были деревянными, но ни одной деревянной скульптуры не сохранилось. Позже греки научились обрабатывать камень, поэтому все сохранившиеся курои сделаны из мрамора.

Скульптура архаики: кора и курос, описание

   Куросы, так же как и барки, были своеобразным воплощением клятв и обещаний богам, которые устанавливались в храмах и снабжались специальными надписями, содержащими имя дающего и его обещание.

Скульптура архаики: кора и курос, описание

   Куро устанавливали у захоронений важных и богатых людей, правителей, священников и т д. Их просили привить горожанам патриотические чувства. Поэтому на куросах часто изображали легендарных героев, а также конкретных известных героев-политиков.

   Самые известные куросы: «Миланский курос», «Клеобис и Битон», «Аполлон Тенейский».

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий