Ренессансная скульптура прошла долгий и трудный путь от робких попыток Бенедетто Антелами привнести в свое творчество индивидуальность, характер и оригинальность, до блестящих и безупречных работ «создателя Ватикана» Микеланджело Буонаротти.
Если в Средние века скульптура была неразрывно связана с архитектурой и даже не считалась отдельным искусством, то с началом эпохи Возрождения начинается медленный, но верный процесс обособления скульптуры, освобождающий ее от зависимости от архитектурных идей. Скульптура постепенно «отходит» от стен храмов, от рельефов и портиков, становясь самостоятельным, самодостаточным искусством.
Ренессанс делится на три периода, первый из которых восходит к 13 веку, а последний заканчивается в 16 веке.
Творчество Бенедетто относится к романской эпохе. Однако уже в его работах (рельефах Пармского собора) угадывается стремление вырваться за узкие рамки канонического Средневековья. Его скульптуры по-прежнему непропорциональны, просты, но в лицах видна попытка передать интеллект, творчество и красоту человека.
Традицию подхватили скульпторы Пизано и ди Камбио. Их скульптуры — это не только поиски новой эстетики, поиски связаны с лучшими образцами старины, стремление вернуться к тому, что породило революцию во взглядах на красоту.
Скульптуры Верроккьо и Донателло со временем «оторвались» от стен и стали самостоятельными произведениями искусства.
Библейский Давид в исполнении учителя великого Леонардо (Андреа Верроккьо) – неуклюжий, угловатый подросток, пораженный собственной победой над великаном, гордо попирающим ногой голову поверженного врага. На лице героя едва уловимая улыбка, а детские кудри и нарочито «богатырская» поза вызывают эмоции. Мастер изобразил юношу с непростым подростковым характером. Уверенный, мятежный склад. Работа оказалась реалистичной как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию. Здесь нет и тени средневекового пафоса, пафоса. Здесь автор восхищается обычным мальчиком, который оказался героем.
Именно Донателло первым создал скульптуру обнаженной натуры эпохи Возрождения. До него ни один мастер не осмеливался так близко подойти к древним испытаниям и внедрить в них христианскую добродетель. Дэвид Донателло также неуклюж и несколько угловат. Пропорции тела трактуются достаточно тщательно, герой лишен ярко выраженной мускулатуры. Поза героя, выбранная автором, свободная, расслабленная. Это поза греческого бога, а не библейского персонажа. Известно, что скульптура была настолько смелой для своего времени, что заказавшие ее Медичи предпочитали устанавливать ее во дворе своего дома, подальше от посторонних глаз.
Бурное развитие искусства, и особенно скульптуры, приходится на начало 15—16 веков, когда развернулось масштабное строительство в Риме, Флоренции, Венеции и других крупных городах Италии. Этот период, носящий гордое название «Правого Возрождения», прежде всего связан с именем Микеланджело.
Произведения гениального мастера радовали современников не меньше, чем современного зрителя. После того, как публика увидела скульптуру «Умирающий раб», в обществе поползли слухи, что натурщицу пытали, чтобы точнее изобразить страдания.
Микеланджело прославился своими скульптурами, украшавшими Ватикан, Рим, Флоренцию. Его работа «Пьета» — вершина мировой скульптуры, проявление гениальности. Гениальные герои страдают, медитируют, радуются. В них столько содержания, энергии и глубины, что любование великолепными произведениями гения, наверное, никогда не прекратится. Более подробную информацию о магистерской диссертации вы можете найти здесь.