Именно в Германии не так давно нашли самую старую скульптуру в Европе. Эта женская фигура на 5 тысячелетий старше многих палеолитических «Венер». Поэтому именно Германию можно назвать родиной искусства скульптуры в Старом Свете.
Из самых ранних образцов скульптуры средневековой Германии лучше всего сохранились рельеф Хорнхаузена (немецкий воин на коне, 8 век) и Распятие Геро в Кёльнском соборе (11 век). Рельеф выполнен примитивно, но неизвестному мастеру удалось передать характер своего героя, гордую посадку, силу и уверенность в себе. Распятие героя поражает своей реалистичностью, совершенно несвойственной средневековому искусству, создавшему все произведения по строгим канонам.
Романская эпоха в немецкой скульптуре характеризуется глубиной, символическим содержанием и выразительностью. Брауншвейгский лев (XI век), отлитый по заказу саксонского фюрста, стал символом целеустремленности и твердости семьи Вельф. А «Бамбергский всадник» (XIII век) в соборе — это воплощение рыцарских идеалов и серьезного мужества монарха. Сложный поворот всадника, множество складок одежды, выразительная посадка головы говорят о недюжинном таланте скульптора.
Как и везде в Европе, готическая скульптура в Германии почти неразрывно связана с архитектурой. Кёльнский собор можно считать настоящей скульптурной готической энциклопедией. 14 скульптур украшают центральный алтарь собора. Фигуры Христа, Девы Марии и двенадцати апостолов выполнены с необычайной точностью, выразительностью и уверенностью. Внутренняя энергия при внешней статике — характерная черта всей готической скульптуры. «Миланская Мадонна» украшает одну из капелл собора. Выполненная в более свободной манере, скульптура представляет собой изысканный, тонкий образ Девы Марии с младенцем Христом на руках.
Ренессанс в Германии представлен такими известными авторами, как Штосс, Рименшнайдер, Крафт, Фишер старший. В их сдержанных, но вдохновенных работах отчетливо чувствуется влияние новых течений в искусстве, гуманизма.
Многие прекрасные образцы барочной скульптуры были созданы в Германии в 17-18 веках. Скульптуры Андреаса Шлютера – бесспорные шедевры, составляющие славу мирового искусства.
Особого внимания заслуживают работы Игнаца Гюнтера, работавшего в середине 18 века. Его работы отличает внешняя сдержанность, но необыкновенная эмоциональность и темперамент.
Практически в каждом городе Германии можно встретить великолепные конные статуи фюрстов. В Дюссельдорфе это памятник Яну Веллему на площади. Габриэль де Групелло, придворный скульптор Фюрста, создал скульптуру еще при жизни Веллема. Горожане рассказывают легенду, что когда у мастера не хватило металла для отливки статуи, горожане принесли ему столовое серебро, так как очень любили своего князя.
Кристиан Раух создал прекрасный памятник Фридриху Великому, который установлен в центре Берлина. Постамент, на котором стоит конная скульптура величайшего из германских королей, украшен символическими изображениями силы, мудрости, справедливости и умеренности — главных добродетелей прусского монарха.
Музеи и дворцы Германии располагают огромными коллекциями немецкой скульптуры, представляющими абсолютно все стили и направления в искусстве, а также дающими прекрасное представление об истории и современности этой великой страны.