Позднесредневековая скульптура, связанная эстетически и содержательно с готическим стилем, полностью подчинена христианской идеологии, тесно связана с архитектурой и строгими правилами изображения святых фигур.
На самом деле во времена готики скульптура как самостоятельное искусство не рассматривалась. Он был призван не только украшать храмы и монастыри, но и служить несущими частями сложных археологических сооружений, и, конечно же, предметом почета, наряду с иконами.
Произведения средневекового искусства вообще и готического искусства в частности полны символического смысла, своеобразного кода, содержащего библейские смыслы, смысл подвигов во имя веры христианских святых.
Помимо библейских персонажей Ветхого Завета, в готической скульптуре изображались Иисус Христос, Дева Мария, апостолы, короли, правители и государственные деятели.
В готических скульптурах средневековая сдержанность, статика и отстраненность уступают место эмоциональности, динамичности и индивидуализации функций. Конечно, все эти изменения только намечаются, и пройдет несколько столетий, прежде чем средневековая зарисовка, нарочитое упрощение сменится гуманизмом и достоверностью эпохи Возрождения.
Готическая скульптура внесла изменения в трактовку образа Иисуса Христа. Если в раннем Средневековье Спаситель трактовался как грозный судья и всемогущий, то теперь он все чаще предстает как мудрый пастырь, добрый наставник и учитель. Черты лица смягчаются, на лице видна полуулыбка.
Все эти изменения не касаются скульптур на распятиях. В это время авторы всеми силами стараются максимально достоверно и ярко изобразить крестные страдания Спасителя.
Скульпторы готической эпохи проявляют интерес к внутреннему миру героев, художники всех европейских стран ищут возможности передать черты характера, внутренний мир человека. Авторы обращают внимание на отдельные черты лица, добиваются реалистичности в изображении складок одежды, поз и жестов. Можно с уверенностью сказать, что Ренессанс зародился в мастерских скульпторов XII-XIV веков.
Внешняя схематичность и простота готических скульптур объясняется главным образом тем, что мастера в своих исканиях опирались не на античные традиции, а на эстетические и технологические традиции варварского мира, восходящие к языческим временам.
Среди шедевров готического искусства можно назвать собор Нотр-Дам в Париже.
Королевская галерея над одним из фасадов изображает ветхозаветных еврейских правителей, подчеркивая неразрывную связь между заветами. Красивые лица, добродушные и с улыбкой смотрят на прохожих. Удивляет разнообразие лиц, характер каждой из скульптур.
Всем известны скульптуры горгулий и монстров, украшающие венцы собора. Мало кто знает, что это всего лишь имитация готики, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже.
Интересны скульптуры, украшающие святилище с мощами волхвов в алтаре Кёльнского собора. Каждое изображение индивидуально, каждое создано с необычайной точностью.
Порталы Шартрского собора позволяют ближе познакомиться с готической скульптурой. Персонажи из Ветхого Завета, образы Страшного суда, образы Христа и Богородицы – каждая работа скульпторов достойна особого внимания, каждая уникальна по своему исполнению и содержанию. Отдельно нужно сказать о деревянных скульптурах, которые прекрасно сохранились в соборе. Поражает мастерство авторов, прекрасно прочувствовавших все возможности дерева как материала для скульптуры.
Реймский собор называют «царством скульптуры». Здесь можно увидеть тысячи рельефов и сотни скульптур. Мастера, создававшие Реймский собор, вложили в свои работы столько внутреннего содержания и динамизма, что даже отодвинули архитектурную красоту на второй план. Скульптура «Улыбающийся ангел» просто завораживает.
Скульптурная группа «Юродивые девы» в Магдебургском соборе выполнена реалистично, они полны эмоционального драматизма и образуют самостоятельную группу, привлекающую внимание посетителей.
Нельзя не сказать и о погребальных скульптурах эпохи готики. Гробница герцогов Дижонских полна скульптурных изображений самого разнообразного содержания.
Выразительность и художественная гармония готической скульптуры вдохновляют и современных скульпторов. На одном из фасадов Вестминстерского аббатства находится галерея мучеников 20 века, все фигуры выполнены в соответствии с канонами готической скульптуры.