Читая, что скульптура — древний вид искусства, ее связь с культом в древности неразрывна. Пожалуй, абсолютное большинство сохранившихся пластических изображений каменного века так или иначе связаны с культом и могут быть названы «изваяниями богов». Позднее, когда анимизм сменился тотемизмом, скульптурные изображения богов стали более четкими и выразительными.
Скульптурные изображения языческих богов чаще всего выполняются в камне или вырезаются из дерева. К сожалению, свидетельств языческой культуры на территории России осталось не так много. Чаще всего в музеях нашей страны есть лишь отдельные экземпляры, которые не очень хорошо сохранились. Среди них особенно ценен так называемый Большой Шигирский идол, изготовленный за 8 тысяч лет до нашей эры. Данные впечатляют, поскольку скульптура древнее фигур египетских богов, а также скульптуры из Месопотамии.
Скульптуры египетских богов всем известны по картинкам в школьных учебниках. Самые монументальные из них когда-то располагались в храмах Луксора и Карнака, в скальных храмах долины Нила. Музеи Египта полны самых разных статуэток и малых скульптур Анубиса, Сета, Гора, Исиды, Осириса и так далее. В идеале симметричные лица, пропорции тела строго определены каноном. Огромные глаза (египтяне считали, что именно в глазах живет одна из душ человека) делают египетские скульптуры выразительными и одухотворенными.
Скульптура Афин Парфенос
Скульптура Зевса Олимпийского
Возможно, именно античная культура дала мировой культуре самые высокохудожественные сакральные изваяния. Стоит упомянуть два шедевра великого Фидия – скульптуры Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Вторая фигура сохранилась только в мраморных копиях, дающих представление лишь о внешнем виде скульптуры, лишенной былого величия и реалистичности. Оригинальные статуи Афины и Зевса выполнены в сложной хризо-элефантинной технике (деревянная основа, покрытая тонкими золотыми пластинами (волосы, одежда и оружие) и тонкими пластинами из слоновой кости (обнаженные части тела)). Использование слоновой кости делало скульптуру необычайно реалистичной, передавая фактуру белой, полупрозрачной кожи теплых оттенков, а золотой блеск придавал величественности и ощущение безграничной силы богов.
Скульптуры античных богов украшают лучшие музеи мира. В Лувре можно увидеть скульптуры Венеры и Ники. Обе скульптуры были созданы во втором веке до нашей эры. Разные авторы, разные интерпретации образов, разные подходы. Но общая гармония, пластичность и мастерство делают эти скульптуры шедеврами античной скульптуры.
Интересная фигура отдыхающего Гермеса (Национальный музей Неаполя). Свободная, расслабленная поза, умиротворение и отрешенность на лице. Ничего «божественного» в фигуре нет, только крылатые сандалии указывают на то, что перед нами бог торговли, покровитель мошенников.
Археологический музей в Афинах по праву гордится уникальной бронзовой скульптурой Посейдона, прекрасно сохранившейся в море, недалеко от мыса Артемисона. Для этого образа, созданного в эпоху эллинизма, характерны энергия, внутреннее напряжение и динамика. Неопределенная емациональность, присущая всем ступлугам эленнизма, делает манкутным интересным для детального изучения.
Скульптуры богов Древнего Рима по эстетике и содержанию фактически повторяют работы греческих мастеров. Единственная заслуга римлян в скульптуре – реалистичность изображений. Поскольку большинство императоров были обожествлены, то во многих скульптурах Марса, Юпитера и Нептуна можно узнать кого-то из августейших правителей великой империи.