Мемориальный комплекс, посвященный защитникам Сталинграда, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое монументальное сооружение. Строительство комплекса началось вскоре после окончания войны. Весь проект монументального комплекса создавался под руководством великого русского скульптора Евгения Вучетича, который к тому времени уже создал мемориал в Трептов-парке в Берлине.
Памятник, у подножия которого покоятся более 35 тысяч защитников Сталинграда, можно разделить на несколько художественно самостоятельных частей.
Горельеф «Память поколений»
Горельеф высотой 8 м и длиной 17 м предшествует основной композиции памятника. Вучетич изобразил шеренгу провожающих, идущих к памятнику. Символическое значение правого рельефа – вечная память о подвиге русских воинов под Сталинградом.
Аллея пирамидальных тополей, словно шеренга воинов, охраняющих покой своих погибших товарищей, ведет к центральной части монумента, которая начинается с площади Стоявших на смерть.
Площадь стоявших насмерть
Центральной фигурой площади является скульптура полуобнаженного воина, вооруженного автоматом и гранатой. Внизу скульптуры лозунги Сталинградской битвы. Скульптура представляет собой символическое изображение всех тех, кто встал на защиту отечества от захватчиков. Автор добивается драматического эффекта, помещая фигуру воина перед главной скульптурой Родины».
От площади «Стояли на смерть» ведет дорога к «Хелтенес торг». Площади соединены лестницей-коридором, по обеим сторонам которой находится пара горельефных «Стены руин», символизирующих ужасы осажденного, сражающегося города.
Площадь героев
Центр «Площади Героев» — прямоугольный бассейн. С левой стороны он ограничен стеной в виде знамени с надписями (имена героев, фразы из приказов и так далее), справа от бассейна расположены шесть соединенных между собой скульптур, изображающих сражающихся воинов, горожан, женщин , дети — все, кто участвовал в матче.
От площади Хелтенес зритель переходит к монументальному рельефу, который в скупой, схематичной форме рассказывает о самой битве, радости победы и горечи утраты. Монументальность рельефа впечатляет, общая площадь около 1000 кв.
Зал воинской славы дает представление о том, какова была цена этой победы: на стенах зала висят монументальные знамена из золотой смальты, которые сплошь исписаны именами всех погибших в битве при Сталинград.
Площадь скорби
Центральная фигура матери, оплакивающей труп убитого сына, выполнена в эстетической программе «Пьеты» Микеланджело. Автору удалось на бетонном материале сделать композицию пластичной, легкой и в то же время необычайно драматичной и эмоциональной.
Монумент «Родина Мать зовет!»
Вершина, корона, кульминация мемориала. Самая высокая статуя в мире на момент создания. Изготовлен из железобетона. Его технические параметры впечатляют. Но еще больше впечатляет ее эмоциональность, драматизм и энергия, вложенная автором.